Родом из Княжихи. Невероятная история микрорайона в Нижнем Новгороде
Валентина Ипатьевна КУЗНЕЦОВА родилась в деревне, названия которой на современной карте не найти. Бывшая Княжиха сегодня – небольшой массив частных домов между Сормовским парком, рекой Левинкой и каменными джунглями новостроек Московского района. И лишь в детских воспоминаниях нашей героини да в семейных преданиях сохранился тот доиндустриальный уклад жизни вчерашней деревни.
Иван КАЛМЫКОВ
По старинному
– Княжиха некогда принадлежала князьям Голицыным, – рассказывает Валентина Ипатьевна. – Местные крестьяне были прихожанами Александро-Невской церкви села Ратманиха. Перед большими праздниками батюшка обходил свои деревни, навещал немощных и совершал необходимые требы. В 1938 году церковь закрыли, а священники, диаконы, монахини и церковный староста из деревенских были осуждены и расстреляны.
Валентина Щитова (девичья фамилия Валентины Ипатьевны), как и все княжихинские, училась в 66‑й школе. Утром дожидались своего директора, легендарного Сергея Павловича Краснова, жившего неподалёку, и вместе с ним отправлялись в школу. А в войну успевали не только учиться, но и регулярно бывать с концертами в эвакогоспитале № 2808 в здании школы № 115, помогали старшим по хозяйству.
Валентина Ипатьевна хорошо помнит, как появились овраги в Сормовском парке – это рвались немецкие снаряды, предназначенные для авиазавода. Частично пострадал яблоневый сад – вырванные с корнями деревца дети пересаживали вновь. С парком ассоциируется и День Победы – здесь гремели танцы, сверкал салют…
Почти забыт
После войны нужно было строить новую – мирную – жизнь, но сколько ещё в ней было горя и слёз! Их никогда не забудет Валентина Ипатьевна, устроившаяся тогда работать воспитателем в детский дом № 12. К сожалению, история его сегодня почти забыта. Словно и не было дома, давшего нескольким сотням ребятишек путёвку в жизнь.
А началось всё в 1942 году, когда директор завода № 92 Амо Сергеевич Елян привёз из лысковского села Негоново 15 спасённых из блокадного Ленинграда детей. В одном из бараков Калининского посёлка и организовали детский дом. Поступили сюда и заводские ребятки – те, кто потерял отцов, чьи матери сутками не выходили из проходной.
Директором детского дома была назначена Людмила Васильевна Леонардова. Манеры, стать, гимназическое прошлое выдавали в ней человека из бывших. В военное лихолетье она потеряла сына и всю душу вкладывала в свою большую семью. Атмосфера настоящей семьи поддерживалась и тем, что старшие ребята заботились о младших. Рукоприкладство исключалось – воспитывали словом и личным примером. Дети сами справлялись по хозяйству, за исключением кухни и прачечной. Отстранение от совместного мытья полов было для мальчишек самым страшным наказанием!
Для сирот были созданы хорошие по военным временам условия: завод выделял средства на регулярное питание, обеспечивал одеждой, утварью. Была здесь своя библиотечка, а летом дети отдыхали на даче в селе Окинино Лысковского района.
Спасённый архив
После войны почти всех ленинградских детей разобрали семьи, выпускникам-горьковчанам давали комнаты в общежитии. В конце 1940‑х Калининский посёлок активно строился. В новое капитальное здание на улице Страж революции переехал и детский дом. Его руководителем стала Нина Васильевна Кривоногова. Туда начали поступать трудные подростки, а вот воспитатели шли сюда работать неохотно. На помощь приходили методики великого педагога Макаренко и его соратника и творческого наследника Семёна Калабалина. Семён Афанасьевич и сам не раз бывал в 12‑м детском доме. Последним его директором стал фронтовик Иван Николаевич Силонин. В 1968 году, когда учреждение закрывалось, Валентине Кузнецовой удалось спасти его фотоархив, благодаря которому мы можем узнать о жизни детей с трудными судьбами и о доме, ставшем для них родным.
Главное богатство
Сама Валентина Ипатьевна ещё два десятилетия учила детей в школе № 26. В 54 года получила инвалидность по сердечным заболеваниям, но не сдалась, а подняла себя сама. До сих пор делает дыхательную йогу, упражнения цигун. Уважая мудрость Востока, через всю жизнь пронесла она веру и верность православной традиции. В её библиотеке немало старинных изданий, в том числе богослужебные книги на церковнославянском языке, которые читает Валентина Ипатьевна. А вот вышивать как раньше зрение сегодня не позволяет.
– По характеру мама всегда была очень спокойным и выдержанным человеком, – говорит дочь нашей героини Татьяна Кузнецова. – Я ни разу не видела, чтобы мама на кого-то кричала. Правда, если человек не прав, могла посмотреть таким красноречивым взглядом, что всё становилось понятно без слов.
В этом году Валентина Ипатьевна Кузнецова отмечает серьёзный юбилей. Но её старинный дом в бывшей деревне Княжиха и в будни наполнен голосами родных и друзей, бывших учеников. Хлебосольно принимает и угощает гостей хозяйка, поддержит разговор на любую тему. Ведь люди – её главное богатство.