Сложно-партнерские отношения
В минувший понедельник в Сочи прошло очередное заседание совета Россия — НАТО. Несмотря на множество будоражащих прогнозов и громких заявлений, предшествующих этой встрече, ничего сенсационного на ней не произошло. Ни на самом заседании, ни по его итогам. Хотя совсем безрезультатной назвать эту встречу нельзя. Результаты есть. И хотя на первый взгляд их сложно назвать позитивными — обе стороны остались на своих позициях, не уступив ни на йоту, — выводы по итогам этого саммита следуют вполне перспективные. Для тех, по крайней мере, кто умеет видеть перспективу. Из пустого в порожнее Главным камнем преткновения сочинских переговоров российского президента и натовских представителей стала набившая уже оскомину проблема размещения системы противоракетной обороны, которая из чисто американской постепенно становится уже натовской. Россия настаивает на своем полноценном участии в создании и управлении новой системой противоракетной обороны по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны. Проще говоря, Москва готова принять либо общую для России, Европы и Америки систему ПРО, либо вообще никакую. В случае отказа от российских предложений Москва готова пойти на крайние меры: Дмитрий Медведев уже не раз предупреждал о возможности возобновления гонки вооружений. И, видимо, это не просто слова. В понедельник в печати появились сообщения со ссылкой на неназванного российского дипломата о том, что Москва может выйти из СНВ‑3 в случае провала переговоров по ПРО. На это же намекал и президент Медведев, нимало не смущаясь, что СНВ‑3 является главным и едва ли не единственным значимым результатом политики «перезагрузки» отношений между Россией и США. В кулуарах российской стороны переговоров поговаривали и о других контрмерах. Намекали на форсированное создание системы воздушно-космической обороны. Поручение создать к декабрю уже этого года такую систему Дмитрий Медведев обнародовал в прошлом послании Федеральному собранию. Система ВКО объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства. В общем, некий российский аналог американской ПРО. Представителей стран НАТО, собравшихся в Сочи на переговоры, все эти аргументы и завуалированные намеки не впечатлили нимало. Они по-прежнему не готовы к созданию совместной системы противоракетной обороны. Генсек НАТО Андерс ФогРасмуссен повторял излюбленную дипломатичную отговорку, что «наша система ПРО не направлена против России» и «мы не рассматриваем Россию в качестве врага», однако отказался от заключения юридически обязывающего документа, гарантирующего взаимную ненаправленность элементов ПРО. «Что касается заявления, обещающего не использовать силу друг против друга, лично я не думаю, что нам нужно заключать новый договор связи. И это лучшая гарантия, которую могла бы получить Россия. Вот мой ответ», — заявил Расмуссен. По его словам, НАТО предложило России сотрудничество в области ПРО. «Мы хотим видеть наши системы, которые будут обмениваться данными для более эффективной защиты как территории НАТО, так и территории Российской Федерации», но это максимум, на что готовы пойти представители альянса. Россию эта позиция категорически не устраивает, и потому очевидно, что, несмотря на миролюбивые комментарии официальных лиц по итогам саммита, стороны не продвинулись ни на шаг, полностью оставшись при своем. Критические рубежи Понять в этом торге можно обе стороны. И то, что никто не готов уступать, — следствие не столько даже внешнеполитической парадигмы, сколько стечения внутриполитических обстоятельств. Особенно это касается США. Конгрессмены-республиканцы уступили Обаме в ратификации СНВ‑3 только в обмен на его уступку по ПРО. И теперь у Обамы связаны руки. Он не может отказаться от любимого проекта администрации Буша, не рискуя вызвать праведный гнев республиканцев и добавить им очки в ходе разворачивающейся предвыборной гонки. Да и не только в республиканцах тут дело. По мнению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, «противоракетная оборона — это некое заклинание, которое ритмично произносится всеми американскими политиками и дипломатами вне зависимости от их партийной принадлежности и статуса в иерархии власти США. Для них это как марксизм-ленинизм советских коммунистов сталинской эпохи. Отступать от этого они не могут и не собираются, и российским переговорщикам надо иметь в виду, что сдвинуть их с этой точки будет практически невозможно». Видимо, противоракетная оборона США в Европе — этот тот критический рубеж, с которого они не могут отступить, не понеся определенные имиджевые, финансовые или стратегические потери. Но и для России этот вопрос является критическим рубежом, с которого она тоже не собирается отступать. Конечно, и в России грядут выборы, накануне которых властям явно несподручно нести имиджевые потери и создавать впечатление, будто пришлось идти на уступки. Вот и демонстрируется жесткость позиции, с явным расчетом на целевую внутреннюю аудиторию. Но, как и в Америке, не только в этом дело. Министр иностранных дел Сергей Лавров, явно далекий от внутриполитических российских баталий и известный своей крайней осторожностью и взвешенностью заявлений, на этот раз позволил себе заявление почти недипломатическое. «Есть анализ, проведенный российским Генштабом, который показывает, что определенные компоненты американской, а теперь уже натовской системы, которую планируется размещать в Европе вблизи наших границ, будут создавать риски для наших стратегических ядерных сил, — заявил министр на пресс-конференции в присутствии генсека НАТО. — Мы все знаем, что заключаются договоренности о размещении компонентов ПРО, активизируется практическая деятельность военных кораблей, которые будут представлять собой морскую составляющую будущей системы. Мы бы хотели, помимо того, что разобраться, получить гарантии того, что это не направлено против РФ». Вот интересно — это что? Обычный дипломатический торг, демонстрация своих намерений или вполне серьезные опасения? Иначе говоря, вопрос стоит так: всерьез ли в Москве, Брюсселе и Вашингтоне рассматривают возможность, пусть и в неопределенном будущем, войны между Россией и странами НАТО? И действительно ли нынешние ритуальные пляски вокруг ПРО есть не что иное как подготовка, с одной стороны, и противодействие — с другой, возможного военного конфликта? Это можно считать чистейшей воды паранойей, охватившей старых бойцов «холодной войны», но фокус в том, что эта «паранойя» влияет на принятие решений, затрагивающих судьбы миллионов людей. А значит, она должна быть хоть как-то мотивирована и оправдана. Хотя бы так, как оправдывал свои действия один из героев фантастической повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике»: «Мы — работники КОМКОНа‑2.Нам разрешаетсяслытьневеждами,мистиками,суеверными дураками. Нам одно не разрешается: недооценить опасность.И есливнашемдомевдругзавоняло серой, мыпростообязаныпредположить, чтогде-то рядом объявился черт с рогами,и принятьсоответствующие меры вплотьдо организации производства святой водыв промышленныхмасштабах». Весь опыт российской, да и всемирной истории, учит тому же. Властям, особенно отвечающим за внешнюю политику и безопасность, разрешается практически все, кроме одного: недооценить опасность. И если вдоль российских границ выстраивается система, потенциально способная нейтрализовать российское ядерное оружие, все министры и руководители страны просто обязаны напрячься и противодействовать этой возможной угрозе, какой бы далеко и мифической она сейчас ни казалась. Перспективы Но угрозы угрозами, а сейчас это все выглядит явно несерьезно. Все независимые эксперты в один голос утверждают, что нынешняя система противоракетной обороны, которую собираются устанавливать в Европе Америка в частности и НАТО в целом, для нынешних российских баллистических ракет не представляет никакого серьезного препятствия. Более того, она не будет представлять этого препятствия даже в перспективе сколь угодно близкой или отдаленной. На сотни миллиардов долларов, вкладываемых в развитие и совершенствование противоракетной обороны, российским военным, утверждают эксперты, нужно вложить миллиарды долларов — сумму в сто раз меньшую — чтобы создать ракеты, способные преодолеть сколь угодно модернизированную систему ПРО и восстановить паритет. Так чего ради так ожесточенно ломаются сейчас дипломатические копья? Нынешняя система натовской ПРО способна перехватить ракеты, создаваемые сейчас Ираном, Пакистаном, Северной Кореей, возможно, даже Китаем. Но не российские. А значит, как это ни странно, и Расмуссен, и другие натовские представители могут говорить правду, утверждая, что создаваемая ПРО не направлена против России. Но создавать совместную с Россией ПРО натовцы не хотят просто по соображениям престижа и все той же извечной подозрительности военных. А отказаться от нее они не могут потому, что слишком много денег и заинтересованных лиц задействовано в этом проекте, чтобы его можно было просто так, по одному чьему-то желанию свернуть. России на самом деле, не так уж и важно, будет создаваться эта ПРО или не будет. В любом случае это дает ей непобиваемый козырь на всех переговорах с западными партнерами — это во-первых. А во-вторых, в случае действительно принципиального отказа от сотрудничества, не останется иного выбора, кроме как всячески содействовать развитию собственной ПРО, в том числе и по линии системы воздушно-космической обороны. Что может стать, помимо всего прочего, еще одним неплохим двигателем научно-технического развития страны — а это уж точно никогда не является лишним. Особенно в рамках заявленной президентом модернизации.