Восславь Отечество своё

УРЕНЬ

Из воспоминаний А.И. Тихомирова

Туризм

Работая в школе, нельзя не отметить, что не все ученики принимают участие в кружках и секциях. Какая-то доля учащихся остаётся вне всяких интересов. Очевидно, в семьях таких детей этому не уделялось должного внимания. С ними приходилось трудно. Попробовали культивировать туризм. В первый однодневный поход собрались 72 человека. Отправились на лыжах в сторону Красной горки. Тут-то всё и стало понятно. Те учащиеся, которые до этого не знали, куда себя деть, здесь оказались самыми активными. С этого момента не прекращалась в школе туристическая деятельность, пока у меня были на это силы. Однодневные походы в летнее время сменились многодневными. Система однодневных походов способствовала постижению учащимися техники туризма, ознакомлению с окружающей средой, развитию краеведения, подготовке к большим походам. Если учащийся проделывал за зиму пять однодневных походов с высокими нормативными требованиями, его награждали значком «Юный турист», а в старших классах – «Турист СССР». В числе таких ежегодно были 70 – 120 человек.

Первый многодневный поход был по реке Ветлуге (от Ветлуги до Красных Баков). Он вскрыл некоторые недостатки, что послужило хорошим уроком для дальнейших походов.

На следующий год (1959-й) готовили поход по области. Поход комплексный, задачами которого являлись изучение природы края и посещение мест жизнедеятельности писателей М. Горького, А. Гайдара в Арзамасе и А. Пушкина в Болдине. Лента маршрута пролегала через всю Горьковскую область, затронула лучшие уголки природы Горьковской области. Отряд готовился всю зиму. Тренировались физически, готовили велосипеды. У двух участников их вовсе не было, собрали из металлолома. Готовились к выполнению всевозможных заданий: личных, школы, аптеки и областного музея. Пробыли в походе 30 дней. Проехали 1100 километров, посетили 50 экскурсионных объектов. Среди природных ландшафтов уникальными были озеро Светлояр и Ичалковский бор. После похода каждый турист делился своим мнением о походе. Так, один из них написал: «От пещер Ичаловского бора мы все без ума». В городе Горьком нами были записаны, сфотографированы все места пребывания А.М. Горького. В Арзамасе посетили гайдаровские места. Посещение Болдино обогатило учащихся чрезвычайно. Здесь они узнали многое из того, чего не могли услышать на уроках. Например, посетили место, где Пушкин написал сказку «О рыбаке и рыбке», и узнали о том, что для того, чтобы читать Пушкина в подлиннике, Проспер Мериме выучил русский язык за пять месяцев. Невозможно не вспомнить отца педагогики Ушинского, который говорил, что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на учебной скамейке.

Когда на следующий учебный год учащиеся писали сочинение, то учитель по литературе сказала мне: «Ваши туристы написали сочинение на две головы выше других». По завершению похода были составлены книга путевых заметок, фотоальбом, схема пещер Ичаловского бора, которая затем была отослана в Москву в центр детско-юношеского туризма. Участники похода собрали, засушили и сдали в аптеку

6 кг ландыша, выполнили задание областного историко-краеведческого музея – определили северную границу произрастания ковыля, сделали ряд наглядных пособий, начали составлять летопись озера Светлояр и многое другое.

Этот же отряд, отдохнув дома неделю, вновь на велосипедах поехал на областной туристический слёт на Горьковское море, где занял призовое место. А зимой отряд был приглашён в город Горький на туристическую конференцию, где также был премирован. За выполнение задания Московский центр туризма также наградил отряд.

Летом следующего года наши туристы были участниками Всесоюзного конкурса туристических поделок. Примечательно то, что мы были единственной школой в СССР, приславшей на конкурс поделки в натуре. Остальные школы всё это сделали только в рисунках. Отдельные туристы были награждены.

 

Подготовила Ирина Смирнова.

Источник: «Уренские вести»

Продолжение следует