За и против перемен: разбираемся, кто должен платить за ошибки в ОСАГО

За и против перемен: разбираемся, кто должен платить за ошибки в ОСАГО
Фото iz.ru
Половина обратившихся в РСА не знали, что ездят с поддельным полисом

29 октября вступили в силу поправки в ФЗ «Об ОСАГО», которые вызвали много споров у экспертов и автовладельцев. Одним из самых обсуждаемых нововведений стала ответственность водителей за внесение недостоверных сведений в полис. Теперь страховщик после возмещения вреда пострадавшему в ДТП имеет право взыскать убытки с виновника аварии, если у него на руках окажется ОСАГО с необоснованно заниженной премией. За ошибки в полисе с автовладельцев могут потребовать до 400 тысяч рублей. Раньше водитель должен был заплатить страховой компании только недостающую разницу в цене «удешевленного» полиса.

Руководитель нижегородской региональной общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин называет такие правки антинародными. 5 декабря он выступил на Парламентских слушаниях по вопросам совершенствования правового регулирования ОСАГО и призвал депутатов Госдумы отменить внесенные в закон изменения.

«Поправки не учитывают, что недостоверные сведения в полисе ОСАГО могут появиться как по вине или невнимательности автомобилиста, так и по злому умыслу страхового брокера или сотрудника страховой компании, которые в большинстве случаев заполняют заявление на страхование ОСАГО. Если страховщик допустит ошибку, приведшую к удешевлению полиса, а автомобилист не заметит ее (или ошибку допустит водитель, а страховщик не проверит документ должным образом), за невнимательность автомобилист заплатит до 400 000 рублей за каждого пострадавшего в ДТП, — выступил Сергей Кузин. — Такое положение дел может не только ударить по карману любого водителя, но и полностью уничтожит смысл страхования автогражданской ответственности. Если покупка полиса ОСАГО больше не гарантирует нужного автомобилисту результата (то есть при каких-то условиях его автогражданская ответственность даже при наличии действующего полиса может оказаться не застрахована), то это обесценивает весь смысл ОСАГО».

По мнению нижегородца, вопрос ОСАГО является стратегически важным для государства, так как напрямую касается 63 млн российских автомобилистов, а косвенно – всего населения страны. Также автоэксперт недоволен передачей страховым компаниям права создавать новые повышающие коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО: «Принимать такие поправки, не регламентировав четко возможности страховых компаний по тарифообразованию, не составив ограниченный список ситуаций, в которых страховщики могут применять к автомобилисту повышающие коэффициенты, недопустимо! Это неминуемо приведет к росту стоимости полиса ОСАГО для большинства граждан и существенно нарушит права всех автомобилистов».

 

Стоит отметить, что изначально новые поправки предполагали защиту интересов автовладельцев.

«Мы провели масштабный эксперимент, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, – пояснил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. – Но также мы хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия 1-2 тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч». В случае сомнений президент РСА порекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

Самой распространенной мошеннической схемой удешевления полиса оказалось заведомо неправильное оформление ОСАГО.

Например, в качестве марки транспортного средства вместо автомобилей указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже. И местом регистрации транспортного средства указывался регион с низким территориальным коэффициентом.

Чаще всего подготовкой фиктивных документов занимается «помощник», который берет с автовладельца полную стоимость полиса, затем, искажая данные, оплачивает сниженный тариф, а остальные деньги забирает себе. С таким полисом водители спокойно могут пройти проверку ГИБДД, но получить возмещение по нему невозможно.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев в октябре рассказал «Российской газете», что с 1 апреля 2020 года союз добавит в IT-систему функционал, позволяющий бороться с распространенными мошенническими практиками по ОСАГО.

Ранее на сайте «Нижегородской правды» сообщалось, что РСА опроверг информацию о повышении тарифов на ОСАГО. В Нижегородской области цена на «автогражданку» наоборот уменьшилась на 331 рубль.

Наша группа ВКонтакте: интересные новости, живое обсуждение, розыгрыши и призы. Подписывайтесь!
Подпишитесь на нас
Новости партнеров
Похожие публикации