Жители несколько лет борются с кафе в жилом доме

Фото Александр Воложанина

 В Нижнем Новгороде на улице Таганской развернулось масштабное противостояние между жильцами дома № 11 и предпринимателями, организовавшими там кафе. Люди говорят, что устали от музыки, криков «Горько!» и работы вентиляционного оборудования. Однако контролирующие органы упорно не находят нарушений.

 

 

Конец спокойной жизни

– Когда-то здесь был магазин, – рассказывает местная жительница Алла Васильевна. – Лет 12 назад открылось кафе. И спокойной жизни пришёл конец. Куда мы только ни обращались – в милицию, потом полицию, администрацию района, домоуправляющую компанию, Роспотребнадзор, жилищную инспекцию. Писали даже коллективные письма. Кое-чего удалось добиться: стало потише, убрали живую музыку. Но всё равно до комфортной жизни далеко. Дом старый, звукоизоляция плохая, всё слышно.

Алле Васильевне приходится тяжелее всех – квартира расположена прямо над кафе. Да ещё под её окнами предприниматели разместили кондиционер и вентиляционное оборудование, которое регулярно гудит.

– Я не могу отдыхать – гул и вибрация ощущаются даже через закрытые окна. О том, чтобы открыть форточку, не может быть и речи, – рассказывает женщина.

Под одну гребёнку

Законно ли размещение такого оборудования на доме? – задались вопросом люди и написали жалобу в домоуправляющую компанию. Они напомнили, что стены дома – общее имущество, а значит, для того чтобы на нём что-то размещать, необходимо получить согласие собственников жилья.

– У нас никакого собрания не было, мы разрешение на использование общего имущества не давали, – говорят местные.

Ответ, который получили жильцы из домоуправляющей компании, надежды на спокойную жизнь не вселил. Юристы ДУКа сослались на решение Верховного суда от 25 июня 2016 года по делу ТСЖ из Омской области. А точнее, отвечая на жалобу жителей с улицы Таганской, взяли и процитировали его.

«Являясь собственником нежилого помещения (речь идёт о владельце кафе. – Авт.) и, соответственно, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, он может использовать часть общего имущества многоквартирного дома (часть фасада), в том числе для установки систем кондиционирования», – отписались они. Проще говоря, если у владельца ресторана есть квадратные метры в этом доме, то можно и фасадом распоряжаться, как угодно. И дальше по тексту Верховного суда слово в слово: «Система кондиционирования фактически установлена внутри помещения, принадлежащего обществу, состоит из внутренних и внешних блоков, является составной частью сложной вещи, а её демонтаж посредством отделения внешних блоков приведёт к тому, что система перестанет существовать как единая сложная вещь, пригодная к последующей эксплуатации и установленная в помещении собственника». Как конкретно все эти замечания, процитированные ДУКом, относятся к данной ситуации, для жителей так и осталось неясным.

Децибелы терпения

Не получив поддержки в управляющей компании, жители пожаловались в жилищную инспекцию, оттуда заявление перенаправили в Роспотребнадзор. Ведь специалисты именно этого контрольно-надзорного органа измеряют уровень шума.

Результаты вновь оказались не в пользу жильцов. Замеры не выявили превышения допустимых пределов.

– Да кто же днём замеры делает! – возмущаются жители. – Они бы вечером пришли.

Справедливости ради отметим, что в день приезда журналистов «Нижегородской правды» вентиляционное оборудование включалось. У нас, конечно, нет приборов, которые измеряют децибелы, да и не в нашей это компетенции, но на улице было действительно шумно. Теперь представьте, что такая штука регулярно гудит под вашими окнами!

– К тому же разместили вентиляцию и кондиционер близко к газовым трубам. Дом старый, всё сыплется, а что если рухнет всё это на трубы? – вопрошает Алла Васильевна. – Что касается шума, то мы люди немолодые и хотим отдыхать в собственном доме, а не нервничать.

Отличный пример

Чтобы разобраться в ситуации, мы направили запросы в контрольно-надзорные органы. Специалистов Государственной жилищной инспекции просим всё же разъяснить законодательные нормы и ответить, насколько законно размещение вентиляционного оборудования без согласования с другими собственниками помещений. Специалистов Роспотребнадзора просим ещё раз произвести замеры шума, а представителей домоуправляющей компании – не оставаться в стороне, всё же выбор управляющей компании в конечном итоге за жителями.

Кстати, описанный случай отнюдь не единичен. В конце прошлого года жильцы дома на Верхневолжской набережной также пожаловались на шум вытяжки от ресторана на первом этаже. Специалисты Роспотребнадзора вышли на место и зафиксировали нарушение. Нижегородский районный суд вынес решение: приостановить работу заведения на месяц и устранить причину шума. Компании, чтобы не потерять клиентов, а следовательно прибыль (дело было накануне Нового года), пришлось провести сложные и дорогостоящие работы по устранению всех недостатков.

Тем не менее многие жители многоквартирных домов уверены: ресторанам и кафе в жилых домах не место, и этот вопрос пора поднимать на законодательном уровне.

Добавить сайт в мои источники