Как встретить праздник по-особенному: новогодние традиции народов, проживающих в Нижегородской области

Как встретить праздник по-особенному: новогодние традиции народов, проживающих в Нижегородской области
Фото: Кирилл Мартынов
Новое десятилетие можно встретить с новыми традициями

Гадания на воде из проруби, «выкупленной» у водяного, уличные чаепития у самовара, ряженые, прыжки через костры – у коренных народов Нижегородской области новогодние праздники сопровождаются множеством самых разных обрядов. Мы поговорили о них с представителями нескольких национальностей, исторически проживающих в нашем регионе.

 

У самовара по-татарски

У нижегородских татар есть старинная традиция: через полчаса после боя новогодних курантов собираться с соседями у самовара на улице. Об этом нам рассказал редактор татарской газеты Нижегородской области «Туган-Як» Олег Андержанов.

– Новый год для татар – семейный праздник, так заведено издавна, – говорит Олег Андержанов. – На столе обязательно должен быть символ богатого урожая – колоски или зерно в мисочке. А поскольку будет год Быка, зёрна обязательно должны быть ячменными. Наше традиционное новогоднее блюдо – пельмени, в этом году они должны быть с кониной. После того как ты встретил Новый год со своей семьёй, после боя курантов можно встречаться с друзьями на улице.

Ближе к часу ночи в одном из уголков улицы, обычно рядом с наряженной ёлкой, ставится стол с самоваром, включается музыка, и со всех соседних домов подтягивается народ со своим угощением – пирогами, пермячами с кониной.

– Все пьют у самовара только чай, алкоголь под запретом, ведь гуляем семьями, с детьми, – поясняет Олег Андержанов. – В эту ночь и сами взрослые превращаются в детей: катаются с горки на санках, играют в прятки, в догонялки, водят хороводы. Главное – запасти побольше воды для самовара!

Новогодние традиции народов Нижегородской области имеют много общего.

Чувашское «девичье пиво»

Для чувашей новый год начинается со старинного народного праздника Сурхури. По словам президента чувашской национально-культурной автономии Нижнего Новгорода Алины Артемьевой, его обряды связаны с привлечением благополучия в семью, хорошего урожая и приплода скота в новом году.

– Название праздника дословно переводится как «овечий дух», поскольку он берёт начало от поклонения племенным духам, – говорит Алина Артемьева. – Раньше праздновать начинали в день зимнего солнцестояния, потом праздник совпал с христианским Рождеством и длился до Крещения.

Одна из самых яркий новогодних чувашских традиций – обход домов ряжеными, среди которых можно встретить и комедианта с медведем, и марийку-сваху, и торговца-татарина, и лошадь, и цыганку-гадалку. Возглавляют процессию старик с кнутом и бабка с прялкой и веретеном. Характерно, что парни изображают женские персонажи, а девушки – мужские.

А за день до Крещения молодые девушки собираются в одном из домов, пекут пироги и варят так называемое девичье пиво, все ингредиенты для которого собирают в складчину: солод, хмель, муку. По поверью такое угощение для жителей селения обеспечит счастливую жизнь на весь год.

Марийский Щорыкйол – Овечья нога

Марийцы – трудолюбивый весёлый народ. И работают, и празднуют они от души. Знаток марийской культуры, культорганизатор Черномужского Дома культуры Шарангского района Татьяна Волкова рассказала нам о древнем марийском празднике Щорыкйол, что в переводе на русский означает «овечья нога».

– Этому новогоднему марийскому празднику уже более 6000 лет, и до сих пор мы его отмечаем, – говорит Татьяна Волкова. – Он начинается, когда завершается зимний солнцеворот.

По домам в этот день ходят ряженые во главе с Васли кугыза – дедом Василием и его женой Васли кува. Одетые в старые тулупы, вывернутые наизнанку шубы, лохматые шапки, в масках, они шумно поздравляют хозяев с праздником и принимают угощения – шаньги, пура (пиво), орехи. А затем Васли кугыза просит показать своё мастерство каждого из членов семьи – связала ли хозяйка дома носки, напекла ли пирогов, всё ли отремонтировано в доме хозяином.

Шорыкйол считается и днём почитания овцы, от которой зависела жизнь крестьянина. Участники заходили в овчарню и говорили: «Шорык йол, шочыкто» – Овечья нога, дай расплод!»

 

Костры по-эрзянски

Директор Лукояновского музея эрзянской культуры Николай Аношкин поделился с нами своими детскими воспоминаниями о проводах старого года в эрзянских сёлах родного района.

– Эрзяне жгли костры и прыгали через них, – рассказывает Николай Иванович. – Вероятно, эта традиция пришла со времён празднования эрзянского Нового года в допетровские времена, когда новый год начинался 21 апреля. Особенностью эрзянских новогодних костров были «оборотни», которые бегали с факелами и разгоняли людей – хулиганили, мазали им сажей лицо, шубы. Считалось, что после того как костры догорят, приходят «чёрные силы», с которыми встречаться нежелательно, поэтому все спешили разойтись. А после Нового года молодёжь собиралась на общую ёлку в одном из домов. Там завязывали романтические отношения, которые нередко заканчивались свадьбой.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки