«Комсомолец» и «Курск»: в Нижнем Новгороде вспомнили земляков-подводников, погибших на службе

Газета "Нижегородская правда"
«Комсомолец» и «Курск»: в Нижнем Новгороде вспомнили земляков-подводников, погибших на службе
4 августа 1985 года подводная лодка «Комсомолец» установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1027 метров

Сегодня, 7 апреля, в России отмечается День памяти моряков‑подводников. В этот день в 1989 году произошла трагедия с атомной подводной лодкой Северного флота К‑278 «Комсомолец», погибли 42 члена её экипажа, среди них – четыре нижегородских моряка.

 

Красные гвоздики в Марьиной роще

– Это капитан I ранга Талант Буркулаков, матросы Роман Филиппов, Валерий Суханов и Алексей Грундуль, – рассказывает председатель Нижегородского регионального отделения общероссийского общественного движения поддержки флота капитан I ранга запаса Виталий Антоневич. – Есть наши земляки и среди подводников, нёсших службу на атомной подводной лодке «Курс». 12 августа 2000 года она затонула в Баренцевом море в результате взрыва торпедного боезапаса, похоронив весь экипаж – 118 человек. Нижегородцев в этом траурном списке пятеро: капитан-лейтенант Сергей Любушкин, старшие мичманы Евгений Горбунов и Владимир Свечкарев, мичман Михаил Белов и старшина 1‑й статьи Владимир Садовой.

На протяжении нескольких последних лет 7 апреля ветераны подплава Военно-Морского флота, нижегородские корабелы и конструкторы, воспитанники Нижегородского речного училища имени И. П. Кулибина неизменно собираются на кладбище в Марьиной роще, где похоронены нижегородские подводники. Андреевский флаг, минута молчания и красные гвоздики на холодном мраморе могильных плит…

Вспоминают каждого. Снова и снова возвращаются в 1989 и 2000 годы, анализируют, думают, спорят. Можно ли было предотвратить трагедию?

В годы Великой Отечественной войны из 266 советских подлодок погибли 93, 1120 членов экипажей, среди которых было 130 горьковчан-подводников.

Пожар в седьмом отсеке

«Комсомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда в 11.02 поступил сигнал о возгорании в седьмом отсеке. Была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать. В 11.16 море выпустило субмарину, но к этому времени, несмотря на все предпринятые меры, горело уже два отсека – седьмой и шестой. Пошло задымления второго, третьего и пятого. Стало известно о первых жертвах…

В 11.54 на выручку субмарине направлен поднятый по тревоге экипаж лётчика Геннадия Петроградского на многомоторном самолёте. Вертолёты, способные садиться на воду, или гидросамолёты для этой цели не годились: авария случилась в районе острова Медвежий в Норвежском море, в 980 километрах от советской границы. У вертолёта элементарно не хватит топлива долететь, а у гидросамолёта скорость почти в два раза меньше, чем у Ил‑38. К 14.50 в воздухе над «Комсомольцем» уже находилось три самолёта. Они наладили связь с подлодкой, наводили надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия – 18 часов.

На лодке продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса седьмого отсека, крен начал переходить на правый борт. Через какое-то время лодка стала оседать на корму. В 16.50 поступила радиограмма от командира подлодки «Готовлю к эвакуации 69 человек». Рядом с лодкой были развёрнуты два аварийно-спасательных плота. Ил‑38 сбросил спасательный контейнер. В 17.08 «Комсомолец» начал стремительно тонуть, в воде оказалось около 60 человек.

Особый народ

«Юрий держался на рубке лодки до того момента, пока волна не швырнула его в море. Тогда он поплыл к плоту. С каким-то мичманом пробовали перевернуть его. Куда там, тент, видимо, наполнился водой. Тут стали подплывать люди и карабкаться на днище. Юрий почувствовал, что ноги свело сразу, как только он оказался в воде, но холода он не ощущал.
На плот он не полез. Они с Романом Филипповым держались за веревки, опоясывающие тугую окружность плота. Когда коченели руки, они держались за веревку зубами, а руками начинали грести, чтобы хоть чуточку выработать тепла для коченеющего тела. Силы уходили.

В какой-то момент Юрий спохватился – Ромка затих. Он ещё держался за плот, но не подавал признаков жизни. Юрий пытался его тормошить. В очередной раз, когда Юрий подтащил его к плоту, тот повернул голову и тихо проговорил: «Юра, я пошел…» У Романа остановилось сердце…

В воздухе летали самолёты, отстреливая ракеты, которые служили сигналами для приближающихся кораблей. Все это было похоже на прощальный салют…

После гибели Романа стала безразлична собственная судьба. Юрий держался за плот больше по инерции, и ударь волна покрепче, она оторвала бы его и унесла в море. А ведь так и случилось… Крутая волна приподняла плот, и тут Юрий увидел идущий корабль… И всё… Черная мгла заволокла сознание…», – так описывает события более чем 30‑летней давности наш коллега Вячеслав Фёдоров. В их основе – воспоминания Юрия Козлова, нашему земляку, служившему на «Комсомольце», удалось выжить во время тех трагических событий.

– Моряки-подводники – люди особые, – говорит Виталий Антоневич. – Особые не в силу того, что от природы наделены какими-то сверхъестественными способностями, а потому, что они изначально поставлены в экстремальную ситуацию. В ситуацию, когда экипаж месяцами закупорен в огромной железной бочке, напичканной к тому же смертоносной начинкой и бесчисленным множеством электронных систем. Любая неполадка может грозить катастрофой как минимум для самой субмарины и как максимум – для человечества. Любой подводник знает это с первой секунды, как наденет чёрный бушлат, и знание это остаётся с ним до конца его жизни. И поэтому подводники были, есть и будут элитой Военно-Морских сил любой страны. Это их крест, который они несут и нести будут. Моряки-подводники заслуживают самого глубокого уважения. Дело, которое они делают, достойно этого. Преклоняясь перед мужеством и отвагой подводников всех поколений, будем помнить погибших во все времена!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки