Разбираемся, как правильно общаться в социальных сетях и мессенджерах

Газета "Нижегородская правда"
Разбираемся, как правильно общаться в социальных сетях и мессенджерах
Фото: Александр Воложанин
Сейчас уже невозможно представить свою жизнь без социальных сетей и мессенджеров

23 января тихо и незаметно в мире прошёл День ручного письма. Когда-то именно эпистолярный жанр был основным способом общения, особенно для тех, кого разделяют расстояния. Теперь бумажные письма, а во многом даже и живое общение, заменили соцсети и мессенджеры. Уже невозможно представить свою жизнь без рабочих, родительских и даже семейных чатов. Однако, как и в любом общении, в такой переписке есть свои раздражители и правила. Какие именно, разбираемся вместе с экспертами. 

 

Привет, как дела?

Беру в руки смартфон и вижу, что от подруги Ленки пришло 5 (!) сообщений. Скорее начинаю читать – вдруг что-то случилось? А там просто пулемётная очередь:

«Привет»

«Марина»

«Как твои»

«дела»

«?»

Пока я отвечала, Ленка успела прислать мне ещё пару сообщений, и ответ про мои дела как-то затерялся. А через пару минут подруга и вовсе решила меня доконать и перешла на голосовые сообщения. Она за руль села, ей неудобно писать. А то, что мне неудобно эти сообщения слушать, так это разве кого-то волнует?

Как выяснилось при опросе знакомых, так называемые войсы недолюбливаю не только я одна.

– Пусть будут прокляты голосовые сообщения и те, кто их придумал! – сокрушается подруга Вика. – Зачем они нужны? Хочешь поговорить или не можешь написать, позвони! Это же форменный эгоизм. Может, я в метро, где шумно, или там, где, наоборот, шуметь нельзя. В любом случае нужны наушники. То есть я должна всё бросить ради этого драгоценного сообщения, которое наполовину будет состоять из «эээ», «нуу», глубоких вздохов и прочего.

Человек читает в 2,7 раза быстрее, чем слушает. Прослушивание сообщения требует от нас большей концентрации. В том числе поэтому войсы многих выводят из себя.

Небольшой опрос показал, что идеальный собеседник не шлëт голосовых, формулирует мысль в одном сообщении, дожидается ответа, прежде чем задать новый вопрос, отвечает мгновенно, грамотно, без точек и эмодзи.

Не ори

Но раздражает в виртуальном общении не только это.

– Меня бесит обилие эмодзи (специальных значков-смайликов и прочее), – говорит приятель Макс. – Некоторые так увлекаются, что их сообщения становятся похожи на какую-то шифровку. Мне иногда столько усилий приходится приложить, чтобы найти нужный смайл, что я просто поражаюсь, сколько у людей свободного времени.

Написанные правила диктуют воздержаться от написания текста прописными буквами – капсом. Однако многие продолжают «КРИЧАТЬ» на собеседника.

– Всё это ерунда, по-настоящему бесит, когда видишь, что человек в Сети, но не отвечает на сообщение, – говорит знакомая Алёна. – А если ещё и видишь, что сообщение прочитано, но ответа нет, так это за гранью моего понимания. Сиди и гадай, забыл человек ответить, или некогда, или его как раз в момент написания ответа похитили инопланетяне.

Тем временем молодёжь, так называемое поколение Z, которое выросло со смартфонами и планшетами в руках, больше всего в общении в Сети раздражают точки.

– Не знаю, мне кажется, есть в этом агрессия какая-то, – говорит старшеклассница Кристина. – Вот сама посмотри, мама пишет: «Давай домой.». Давай домой и точка! Грубо как-то. Без точки смотрелось бы мягче, что ли.

Так как же общаться, чтобы не раздражаться самому и не раздражать собеседника?

Этично – не этично

Доктор филологических наук, профессор НГЛУ Елена Маринова не приемлет приветствий в начале быстрых сообщений и сама их не пишет.

– Когда-то, в 2014 году, я проводила обширный опрос среди студентов по поводу этикета в SMS-общении. Один из вопросов, помнится, был о необходимости приветствия. Большинство ответили (и это совпало с моим мнением), что в «Привет!» и «Здравствуй!» нет необходимости, поскольку речь идёт о мгновенном сообщении, подобном телеграмме, – рассказала Елена Маринова. – И действительно, звоним всё реже, пишем всё чаще, поэтому формы общения разные: и дружеское, и деловое, а значит, разным должен быть этикет. В деловую переписку постепенно перекочёвывают, на мой взгляд, этикетные формулы электронного письма. Дружеская переписка по-прежнему далека от официоза, так что и точки не ставим, и строчную букву предпочитаем прописной. Это нормально. Общение между «своими» в соцсети и мессенджерах – это имитация живой непринуждённой беседы. В этом смысле электронная речь – своеобразный гибрид разговорной и письменной речи, и у этого гибрида буквально на наших глазах формируются свои средства, имитирующие живую речь, и свой этикет.

Технологии, позволившие нам активно вести переписку в мессенджерах и социальных сетях, в массовом масштабе пришли в начале 2000-х. То есть, говорит социолог Александр Прудник, это даже не эпоха одного поколения, а эпоха взросления одного поколения.

– Естественно, что традиций, правил и этикет общество за это время выработать не успело, – считает эксперт. – Новый формат отношений складывается стихийно. Меня лично больше всего задевает необходимость мгновенно реагировать на видео- и голосовые сообщения, потому что в этот момент мы, когда так делаем, врываемся в частную жизнь другого человека. Такое можно использовать в крайних, экстренных случаях. Для обычного повседневного общения это не этично. И когда каждый на себе испытает, насколько это неприятно и раздражает, не будет отправлять подобные сообщения другим. То есть принцип формирования отношений между людьми – не делай другому то, чего не хочешь, чтобы делали тебе, – универсальный, он сработает и в интернет-общении.

В любом случае, специалисты советуют не злоупотреблять перепиской в смартфонах и отдавать предпочтение живому общению.

– Я считаю, что максимальный эмоциональный отклик в переписке можно получить, если общаются люди, близкие друг другу в реальной жизни. Ведь в этом случае уже есть взаимопонимание, какие-то общие шутки, умение чувствовать эмоции собеседника, – говорит психолог Анна Митрофанова. – В иных случаях эмоциональный отклик также возможен, если люди внимательно пишут сообщения, следят за стилистикой текста и разумно используют смайлики. Тогда постепенно складывается определённый стиль общения, который позволяет понимать чувства и настроение даже в электронной переписке. Во многих случаях такая переписка может частично заменить живое общение.

Например, в деловых вопросах, не требующих личного контакта; в общении людей, живущих в других часовых поясах; во время длительной болезни и невозможности личных встреч. Полная замена живого общения общением онлайн может стать опасной в том плане, что качество общения, особенно личного, постепенно начнёт снижаться. Ведь даже самые быстрые средства связи и самые красивые смайлики не заменят дружеских объятий, встреч с родными и радости разговора с близким по духу человеком.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки