Учимся вместе: в Нижегородской области открылись ресурсные классы для особенных детей

Газета "Нижегородская правда"
Учимся вместе: в Нижегородской области открылись ресурсные классы для особенных детей
Фото: Александр Воложанин
Ресурсные классы помогут детям с расстройством аутистического спектра не только получить образование, но и адаптироваться к обществу

Ещё за год до первого класса родители Артёма начали думать, в какую школу ему идти. Ребёнку с расстройством аутистического спектра (а именно такой диагноз у Артёма) сложно общаться со сверстниками, он чувствителен к окружающей обстановке. До недавнего времени у таких ребятишек было два варианта обучения: коррекционные классы или домашнее обучение. Однако теперь благодаря специальной программе они смогут учиться в самой обычной школе.

 

Право быть школьником

В этом году благодаря Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, принятой губернатором Глебом Никитиным, в девяти общеобразовательных школах открылись специальные классы для «особенных» первоклассников.

Для детей с расстройством аутистического спектра созданы классы двух видов. Ресурсный класс – когда один-два ребёнка с расстройством аутистического спектра в сопровождении специального помощника-тьютора учатся в обычном общеобразовательном классе. Автономный класс – это небольшой отдельный класс в общеобразовательной школе со своей учебной программой.

По словам родителей, дело это нужное и важное. Ещё до принятия концепции силами активистов в Нижнем Новгороде были открыты два таких класса. Сын нижегородки Алисы Бадьяновой второй год посещает автономный класс в школе № 54.

– Нам было далеко добираться до коррекционной школы, тем более что в семье есть второй ребёнок, – рассказывает Алиса. – Мы обратились в школу, к которой приписаны по месту жительства, и спросили, можно ли организовать там автономный класс. В этой школе уже был коррекционный класс, где учатся дети с ДЦП, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поэтому наше предложение не было шокирующим. Директор нашу идею поддержала. Единомышленниками стали ещё пять семей, где были дети такого же возраста со сходными проявлениями РАС.

Самым сложным, по словам Алисы, было найти педагога. Оплачивали повышение квалификации учителя вскладчину.

В этом году в ресурсные и автономные классы отправились учиться 54 первоклассника.

Научить учить

Теперь подготовкой педагогических работников для ресурсных и автономных классов, открытых в школах в рамках концепции, занимается региональный минобразования. К этому учебному году было подготовлено более 50 педагогов.

Кроме того, в штатном расписании школ региона впервые появились специалисты-тьюторы. Именно они помогают особенным деткам адаптироваться к новым условиям.

По словам руководителя регионального центра по организации сопровождения детей с расстройством аутистического спектра Надежды Гусевой, сопровождение каждого ребёнка тьютором – главное отличие ресурсных классов от коррекционных.

– Тьютор сидит вместе с ребёнком за партой, адаптирует задания учителя в ходе урока, помогает наладить общение с одноклассниками, – поясняет Надежда Гусева. – По сути тьютор для ребёнка с расстройством аутистического спектра выступает в роли «переводчика смыслов». Он «переводит» ему эмоции других детей, мотивы их поведения.

При такой поддержке ребёнок может проходить обучение по адаптированным образовательным программам и при этом включаться в общешкольную жизнь с её уроками, переменами, линейками и праздниками.

Тьютором не может быть мама, поскольку это помешает в дальнейшем ребёнку стать самостоятельным, а именно такая задача и стоит перед этим специалистом. Но им может стать мама другого ребёнка, если у неё есть педагогическое образование.

Это новая специальность для российских школ, в нашем регионе такие специалисты впервые вошли в штатное расписание.

Уроки доброты

– Инклюзивное образование полезно не только нашим детям, но и тем, кто будет учиться рядом, – уверена Алиса Бадьянова. – Школьники редко видят своих «особенных» сверстников на детских площадках или в секциях, но ведь им предстоит жить в одном обществе, поэтому необходимо научиться принимать их. Мы проводим для ребят из других классов уроки доброты, рассказываем об особенностях детей из ресурсных классов, учим относиться к ним с пониманием.

Такая работа будет проводиться во всех школах, в которых открылись автономные и ресурсные классы.

В следующем учебном году будут открыты ресурсные классы ещё как минимум в семи школах региона. Принимать решение, какая форма образования больше подходит будущему первокласснику, будут сами родители.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров
Похожие публикации