Вышли на дистанцию: почему стали так популярны онлайн-марафоны

Вышли на дистанцию: почему стали так популярны онлайн-марафоны
Фото: Кирилл Мартынов
Онлайн-марафоны стали особенно популярны в пандемию коронавируса

Марафоны нынче не те. Вместо того чтобы бежать несколько десятков километров, нижегородцы вместе со всем остальным миром проходят онлайн-марафоны по похудению, стилю, кулинарии, карьере, желаниям… Собственно, устроить марафон можно по любому поводу. Но насколько они эффективны и что говорит о человеке увлечение подобным времяпрепровождением?

 

Куда бежим?

Подруга Света в очередной отчаянной попытке сбросить лишние килограммы записалась на марафон по похудению. Его организовала фитнес-тренер, которая ведëт блог в Instagram и рассказывает подписчикам о правильном питании и тренировках. В конце февраля Светка, полная надежд и энтузиазма, приготовила мерную ленту, чтобы зафиксировать объëмы на старте, а также кухонные весы, чтобы взвешивать еду.

– У нас там закрытый чат, куда тренер скидывает свои статьи с лайфхаками по похудению и устраивает прямые эфиры, где мы можем задать все интересующие вопросы, – рассказывала мне Света, пытаясь убедить, как много я теряю. – И, конечно, мы с девочками делимся своими результатами, поддерживаем друг друга.

Две недели Света фотографировала и взвешивала свою еду, пила воду по часам, делала упражнения по видео, которые выложил тренер. Пока на весах каждый день уходило по 300-500 граммов, подруга была на седьмом небе. Но как только вес встал, энтузиазма поубавилось.

Закончилось всë тем, что Света отложила своë похудение до апреля.

Я сама участвовала в двух онлайн-марафонах в своë время, но ни один ничем выдающимся не завершился. С тех пор обхожу такие способы познания стороной.

Но Света не сдаëтся. На прошлой неделе параллельно с похудением она записалась на марафон по стилю от столичного стилиста.

Марафоны привлекают обещанием высоких и одновременно быстрых результатов.

На одной волне

Онлайн-марафоны могут быть на самые разные темы: кулинария, шитьë, воспитание детей, макияж. Есть марафоны желаний и карьерные марафоны, денежные и личностного роста.

Принцип везде один и тот же. Онлайн-марафоны проходят в закрытых группах в социальных сетях или мессенджерах, а также на специальных платформах. На одни марафоны можно записаться бесплатно или за символическую плату, и в этом случае цель создателя, скорее всего, продать какие-то ещё свои продукты. Другие марафоны, напротив, стоят больших денег.

Участники мероприятия получают обучающую информацию в виде текста, аудио или видео, а также выполняют задания, общаются между собой или с кураторами.

В условиях тотальной моды на успешность и дефиците времени формула марафонов не могла не стать успешной. Первая волна популярности была запущена одновременно с проектом для худеющих «Бешеная сушка», первый сезон которого стартовал в 2015 году. Участники получали план питания и программу тренировок и должны были достичь определённых результатов на каждом этапе. В противном случае вылетали из проекта.

Если участие в первом сезоне стоило 500 рублей, то год спустя билет в «Бешеную сушку» колебался от 3000 до 15 тысяч рублей в зависимости от привилегий участников. А их в марафоне были десятки тысяч. Призами служили машины и квартиры. Организаторы зарабатывали миллионы. И, конечно, их успех хотели повторить многие.

Новый пик популярности онлайн-марафонов пришëлся на пандемию. Запертые на самоизоляции, люди решили времени даром не терять. Только одни предпочитали приближённые к классике курсы, лекции, занятия с коучами, репетиторами и так далее. Другим пришлись по нраву онлайн-марафоны. Организаторам тоже такой формат по душе: ты продаëшь готовый продукт не одному, а сотням, тысячам, десяткам тысяч людей одновременно.

Древние инстинкты

По мнению специалистов, популярность онлайн-марафонов объясняется в том числе природой человека.

– Человек – коллективное существо. А это значит, что он стремится к объединению с другими людьми. Мы объединяется с теми, кто нам близок либо по характеру, либо по сфере деятельности, либо с теми, кого мы можем использовать для достижения каких-то целей, – объясняет социолог Александр Прудник. – На этот древний процесс наложилось развитие информационных технологий. Сообщества стали бесконтактными, резко повышается возможность выбора и объединяются люди, которые совпадают по гораздо большим критериям.

Отношение к онлайн-марафонам в профессиональной среде разное. Их, понятное дело, поддерживают те, кто проводят и на этом зарабатывают. Но немало тех, кто считает такие курсы малоэффективными.

Один из известнейших специалистов по рынку труда в России Алёна Владимирская в ответ на регулярно поступающие предложения запустить карьерный марафон опубликовала пост в своëм Faсebook, где назвала их «абсолютным разводиловом».

«За небольшой прайс вы покупаете доступ к видеоматериалам и доступ в чат. Где после каждого видеоурока делаете задание, которое принимает член группы. То есть не карьерный консультант, а такой же соискатель. А теперь давайте переложим эту картинку на более понятный сегмент. Предположим (не дай бог), вы заболели. И вместо похода к профессиональному врачу вы покупаете доступ к видеоэнциклопедии лечения от всех болезней и доступ в группу таких же заболевших людей. Описываете в этой группе симптомы, читаете энциклопедию, и вы вместе с товарищами сами ставите диагноз и назначаете лечение», – пишет Владимирская.

С другой стороны, марафон марафону рознь. На фоне пандемии многие качественные и эффективные проекты действительно перешли на онлайн-формат.

– Организация марафонов подразумевает взаимодействие с другими людьми, объединенными одной целью: похудеть, изучить азы английского языка, ввести в привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями и тому подобное. И это может прекрасно повысить мотивацию для достижения желаемого результата, – говорит психолог Наталья Игнатьева. – Важно помнить о нескольких моментах, решая проходить какой-то конкретный марафон или нет. Первое – не навреди. В марафонах, касаемых физического и психического здоровья, важно убедиться в достаточной квалификации ведущего и здраво оценить своё состояние.

Ещё один важный принцип – не ждать сиюминутных результатов. Привычка формируется 2–3 недели, изменить образ мышления, выучить язык или освоить китайскую кухню невозможно за пару дней. Специалисты советуют не насиловать себя и помнить, что вы в любой момент можете сойти с дистанции и просто отдохнуть.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки