H
H e
S L n s
с

Светлана Немоляева: «Рязанов мне сказал: «Сделать хуже, чем ты, можно, но трудно»

Светлана Немоляева: «Рязанов мне сказал: «Сделать хуже, чем ты, можно, но трудно»

Фото: www.kino-teatr.ru

Режиссёры долго не хотели её снимать

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Свой 85-летний юбилей Светлана Немоляева отметила на сцене. Театр для неё – вообще одно из главных мест в жизни. Именно здесь она обрела востребованность, популярность и любовь – с мужем, Александром Лазаревым, они играли на одной сцене. Почему её долго не хотели снимать в кино? Что поначалу не устроило в ней Эльдара Рязанова? И главное – как удалось сохранить актёрский брак на полвека? Об этом и о многом другом мы расспросили саму Светлану Немоляеву.

В ожидании чуда

– Вы всегда – просто воплощение деликатности и нежности. Но бытует мнение, что в театре с такими качествами довольно сложно. Актёрский мир слишком жёсткий. Насколько вам было сложно?

– Деликатность и воспитание – они в театральной жизни не очень применимы. Они в бытовой жизни больше проявляются. А в театре надо бороться. Театр – это борьба.

Артисты же вторичны. Главный – режиссёр. А потом ещё конкуренция существует. Глупо идти в театр и не мечтать, что ты будешь играть главные роли или иметь успех на сцене. Тогда зачем идти? Чтобы быть статистом и играть «кушать подано»? Нет, актёр мечтает о хороших ролях.

Не то что в нём говорит тщеславие – хотя и оно тоже у актёров присутствует, но просто он без этого жить не может. Вот у меня отбери роли, которые я играю, и я сразу сникну и буду тихо помирать.

Даже когда заболеваю и плохо себя чувствую – всё-таки в моём возрасте здоровых людей не бывает, – я выхожу на сцену и обо всём забываю. Какое у меня недомогание, шатает меня из стороны в сторону или нет – я на сцену могу идти, держась за перила, потому что иначе не спущусь. Но я выхожу на сцену, и я ношусь.

Конечно, актёру хочется играть. И если вы спрашиваете, тяжело ли – нет таких актёров, которым бы было легко.

К тому же во главе театра должен стоять лидер – мне в этом плане повезло. Он подчиняет труппу своей воле, и ему иногда бывает совершенно не до сантиментов. Перед ним все актёры одинаковы – все хотят играть хорошие роли с хорошим режиссёром. Значит, у режиссёра всегда есть выбор. А там, где выбор, есть подчинение и власть. Поэтому актёр – это трудная профессия. Трудно пробиться.

Деликатность и воспитание – это же манера твоего поведения. А что внутри твоей души бушует и куда бы ты послал подальше – это лично твоё дело.

Короткие встречи

– Вы ещё на третьем курсе сыграли Ольгу в «Евгении Онегине», но после этого очень долго не снимались. Это из-за того, что у вас была, как тогда принято было говорить, «не советская» внешность?

– Нет, что вы, внешность у меня была как раз совершенно советская. Когда я заканчивала институт, мой педагог Виктор Иванович Коршунов, который относился ко мне изумительно, сказал: «Ты можешь сыграть всё, от комедийных до трагедийных ролей. Но твоя внешность – то, что ты такая толстушка-пампушка с круглой физиономией и очень простым выражением лица, тебя подводит. В том виде, в котором ты сейчас есть, сможешь играть только Нюшек, а больше тебе ничего не светит».

Ну, он был прав абсолютно. В театре Маяковского я этих Маш, Ань, Нинок сыграла огромное количество. И когда я похудела и обрела другой облик, то и роли стали совсем другие.

– То есть этим объясняется ваш простой в кино?

– Нет, в кино – это необъяснимо. Это лотерея. И сказать, что вот точно из-за этого у меня не получалось, довольно сложно.

Во-первых, я была близорукая и на пробах снималась без очков. А когда человек плохо видит, он беспомощен и очень уязвим.

Потом, надо же встать, как требует кинооператор, чтобы не выйти из света. И меня всегда это мучило – я не видела эту метку, нащупывала её ногой. И вместо того чтобы сосредоточиться на роли, я сосредотачивалась на поиске этой метки.

Прибавлялась ещё и робость. В театре её не было. А здесь мне жутко хотелось, чтобы меня взяли, хоть на какую-то роль! А меня не брали. И я от этого чувствовала какую-то ущербность, неполноценность.

Хотя в театре я была успешна. Не без скандалов с режиссёрами – бывало, я их не устраивала, меня ругали. Правда, с ролей никогда не снимали. Но проблемы тоже были огромные.

– Вновь кинематографическая жизнь у вас началась с рязановских фильмов. Но он ведь не с первого раза вас взял? Там же было несколько неудачных попыток?

– Мой брат – известный оператор Коля Немоляев всегда говорил: у всех карьера начинается смолоду, а к 40 – 50 годам заканчивается, а у меня началась в 40 лет. Но получилось действительно так благодаря Эльдару Александровичу.

Да, мы были знакомы друг с другом давно. Но всё не складывалось. Он потом смеялся и говорил, что даже не понимает, зачем вообще пробовал меня в «Гусарскую балладу». Потому что когда на меня надели этот ментик гусарский и лосины, то сразу стало видно, насколько я девочка.

Он пробовал меня «За витриной универмага», тоже неудачно. И, конечно, самое большое фиаско было с «Иронией судьбы» – там я провалилась с треском.

На пробах был жуткий зажим, дикая боязнь и страшное желание сниматься. В общем, всё это меня сковало, и я стала как железная рельса. Прямо не актриса, а зажатая кочерга. Рязанов мне сказал: «Видит Бог, я хотел тебя снимать. Я сделал восемь проб. Сделать хуже, чем ты, можно, но трудно». Я на него не обиделась, потому что понимала, что это правда. Но страшно расстроилась.

Зато в «Служебный роман» он меня взял без проб.

Служебный роман

– Вы с Александром Лазаревым прожили вместе 51 год. Ваш семейно-актёрский союз всегда вызывал восхищение и изумление – столько лет вместе, при том что о нестойкости актёрских браков легенды ходят. Как вам это удавалось?

– Конечно, браки – это всё-таки большая удача, когда люди друг друга встречают и могут это чувство пронести через всю жизнь. Это не всем даётся. И это счастье, подарок судьбы.

Мы с Сашей прожили не безоблачную жизнь. Мы и ссорились, и не понимали друг друга, и расстраивались, и обижались, и счастливы были. Но мы не могли совершенно долго находиться в ссоре. И мне кажется, что это и есть залог семьи.

Причём он вёл себя всегда благородно. Как настоящий мужчина. В принципе всегда была виновата я – я была взрывная, он более степенный. Я могла от какой-нибудь ерунды взорваться, раскричаться, расстроиться. Он никогда практически не был виноватым, но всегда приходил сам и говорил: «Светка, ну я виноват, не знаю, что я сделал, но ты меня прости, давай помиримся». Я думаю, что это залог какого-то счастья. Но, простите меня, это дар небес. Человек рождается с таким характером.

Вот у меня была приятельница, актриса в театре, и она мне как-то рассказывает: «Я со своим мужем уже месяц не разговариваю. Ну вот не хочу с ним разговаривать, и всё». И в конце концов они расстались, и даже ребёнок не остановил. Хотя и любили друг друга. Столкновения характеров очень мешают семейной жизни. А если ты хочешь семью сохранить и тебе Бог дал такой характер, что ты умеешь в чём-то себя ограничивать и идти на примирение, это создаёт прочность брака.

Потом, у нас была потребность друг в друге. За всю свою жизнь мы никогда не хотели отдыхать порознь. Нам это в голову не приходило. Даже если у меня были какие-то съёмки на натуре – у меня реже, чем у него, – он всегда ездил со мной. Если у него были съёмки и я была свободна, я всегда ехала с ним. Расставание было только в киношных экспедициях.

Потребность друг в друге – это подарок судьбы, не каждый это испытывает.

– Некоторые актёры объясняют проблемы в семье ревностью к творчеству и успеху друг друга…

– Да, да, да! Чего у нас тоже никогда не было. Это я правду говорю. У Саши был колоссальный успех. Вообще он был счастливчик. Кто-то про него сказал, что ему всё было подано на блюдечке с голубой каёмочкой, начиная с внешности. Он был красив, высок, талантлив. С актёрской точки зрения, у него не было недостатков. И смолоду, если его приглашали в кино – он с 22 лет начал сниматься, – это означало, что его берут. Любые пробы он проходил и всех соперников обходил. И он очень много снимался. А я – нет. Но он так страдал по этому поводу, так переживал за меня, что я всегда к нему первому бежала пожаловаться на свои неудачи, поплакаться.

Но у меня не было комплекса неполноценности. Потому что я много, феноменально много играла в театре. Не меньше 25 – 26 спектаклей в месяц.

У нас никогда не было соперничества и ревности. Потому что всегда было равновесие.

Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что определены даты проведения фестиваля современного российского кино «ГОРЬКИЙ fest» в Нижегородской области.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::