Праздник и веселая объедаловка: как на Руси Масленицу отмечали

Праздник и веселая объедаловка: как на Руси Масленицу отмечали
Фото: из личного архива Ольги Ляпаевой
Масленица - языческий праздник прощания с зимой

В этом году на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде Масленицу праздновать не будут. В любимом нижегородцами музее деревянного зодчества началась масштабная реставрация, похожая на большущую и долгую стройку, которая продлится два года. Но сам праздник-то никто не отменял. Ведь как пояснила нам этнограф музея Ольга Ляпаева, Масленица в первую очередь — это языческий праздник прощания с зимой.

 

Наши далекие предки верили, если как следует ее не проводить, то и весна не наступит, и зима не уйдет. Например, обязательно на Масленицу катались на лошадях. При этом, кататься нужно до тех пор, пока лошади не разобьют лед у реки. То есть они прокладывают дорогу весне. По той же масленичной традиции, на каждую ступеньку крыльца выкладывали блинчик, испеченный с пылу жару. Так наши предки показывали Масленице дорогу — куда ей конкретно идти. Без этой приманки Масленица минует ваш дом, и для вас весна не наступит. Останетесь вы жить в зиме.

— Ольга, с катанием на лошадях понятно, но блины на Масленицу в основном были пшеничными- не дорогое ли удовольствие бросать их под ноги? Почему нельзя было выстелить «ковровую дорожку» блинами из дешевой ржаной муки?

— Простому народу пшеничные блины были недешевыми, но в Масленицу на продуктах не экономили. Нельзя наесться в прок — люди это знали всегда. На празднике же должно быть показное благополучие, как говорили у нас, «на выхвалку», такое изобилие, которое человек даже и не мог себе позволить. Но он должен был показать высшим силам, богам, в которые верил, как хочет жить, к чему стремится, чтобы эти силы знали как ему помочь. Блинами пшеничными и обязательно маслеными, человек демонстрировал достаток, на который претендует. Если где на Масленицу блины не пекли, то обязательно готовили какое-то другое блюдо, показывающие достаток. Например, ватрушки с творогом. Обязательно на Масленицу должны быть пироги. Это правило, думаю, было одно для всех деревень, сел и городов.

Бывали времена, когда и блинов не пекли. Например, в 40-50-е годы прошлого столетия, когда было очень голодно. Лишней муки на праздничное блюдо могло не оказаться. Это, конечно, исключение.

В нашей традиции настоящий праздник — наготовить столько еды, чтобы она еще и оставалась. При этом оставшиеся блины нельзя было выбросить. Поэтому в конце Масленицы блины раздавали нищим. В деревнях на берегах Суры, например, их собирали в котомку, подвешивали на чердаке, чтобы они доходили до состояния сухарей. В других местах блины сжигали в костре, показывая, что все, скоромная пища закончилась, начинается пост. Могли налить в чугунок молока, обмазать дегтем и поджечь. Детям объясняли: «Вот молоко сгорело, пенки улетели. Не просите молока, наступает Великий пост».

— Почему Масленица во всем мире, где ее отмечают длится неделю, а не день?

— Длительные праздники — это признак их архаичности. В Дивеевском районе есть поговорка, что самый веселый день свадьбы пятый. И это не фигура речи, обрядовое действо должно быть долгим. В состояние праздника нужно входить, а потом выходить из него. Это актуально, когда у вас очень трудная жизнь, тяжелая, монотонная работа, отсюда и потребность в длинных праздниках. Вряд ли это можно сказать про нашу жизнь. Согласитесь, у нас уже нет такого ожидания праздника как у наших предков. Хотя Масленица — исключение. Ее по-прежнему ждут.

— А почему она так популярна по сей день, ведь и без нее в Нижнем Новгороде праздников хватает?

— Нам многие в эти дни звонят расстроившись, что наше празднества в этом году отменены. Сохранившимися обрядами Масленица и отличается от других городских праздников, в которых главное концерт и фейерверк. Хотя обрядов сохранилось у нас не так много, но все равно есть воспоминания о кулачных боях, снежных крепостях с башенками, ходами, распашными воротами. Мы сейчас если делаем, то конечно гораздо проще. Мы сохранили и повторяем масленичные заклички (стихи или песенки, обращенные к природным явлениям). Стараемся именно дух гуляния и прощания с зимой.

— А потом после пиров и гуляний Великий пост…

— А знаете какая у нас есть закличка?

«Через семь недель
Будет светлый день,
Будем яйца катить,
Пасху светить.
Ура!»

То есть, такое программирование — семь недель нужно потерпеть, а потом опять праздник и веселая объедаловка. Пасхальная неделя…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки