Разорительная «помощь на дорогах»: рассказываем о самых популярных способах мошенничества при покупке автомобиля

Разорительная «помощь на дорогах»: рассказываем о самых популярных способах мошенничества при покупке автомобиля
Фото: pixabay.com
Вернуть свои деньги водителям не всегда удается даже после суда

Несколько миллионов рублей отдали нижегородцы мошенникам в автосалонах из-за манипуляций и невнимательности при заключении договоров за последние три года. Несмотря на предупреждения от знакомых, друзей, родственников, водители попадают в ловушки снова и снова. Как не стать жертвой недобросовестных автодилеров и вернуть свои деньги в случае ошибки, редакции сайта Pravda-nn.ru рассказали в региональном Роспортебнадзоре и Центре помощи автомобилистам.

 

Судя по рассказам водителей, которые отдали деньги мошенникам в местных автосалонах, схема обмана простая: водитель приходит в салон за новым автомобилем, и при предоставлении кредита или заключении договора купли-продажи сотрудники фирмы делают ему особо «выгодное» предложение. Чтобы не тратить времени и как можно скорее забрать машину, клиент не глядя подписывает все бумаги, переплачивая крупную сумму. Позднее выясняется, что допуслуги ему не нужны (к тому же фактически они и не предоставляются). Но расторгнуть лишний договор и получить обратно потраченные деньги организация не соглашается. Тут без помощи юриста уже не обойтись…

В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области потребители чаще всего обращаются с жалобами на навязывание таких допуслуг, как "Помощь на дорогах", приобретение сервисной карты, заключение договора страхования жизни и здоровья, «Альманах потребителя». Люди платят за бумажки, и мошенники на этом хорошо наживаются.

В 2019 году автолюбителям в отдельных случаях все-таки удавалось вернуть свои средства. Теперь же документы составляются настолько грамотно, что отстоять права через суд возможно далеко не всегда. Иногда после разбирательств водитель остается еще и должен салону.

 

Таких, как я, тысячи…

Нина решила поменять машину в 2019 году. Ее обманули более чем на 100 тысяч рублей.

«Обратились в БЦР «Моторс», который находится около Карповской церкви. Договорились о том, что отдаем свою машину в Trade in (Прим. ред.: трейд ин – программа обмена автомобилей) и покупаем у них новую Kia Cerato. Подписали договор купли-продажи. И нам предложили пройти в другое помещение, чтобы подписать еще один договор», — рассказывает женщина.

По дополнительному соглашению, так называемой «Карте помощи на дороге», владельцам авто должны оказать бесплатную помощь, если в пути что-то произойдет. Заключить новый договор нижегородку буквально вынудили пояснив, что без него машину не отдадут.

Закон РФ «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор, возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Вопросы о навязывании допуслуг решаются через суд. Если потребителю был причинен моральный вред, то он подлежит компенсации при наличии вины. Размер также определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

«Есть отдельный договор и карточка. Договор стоит 100 тысяч, пластиковая карта – еще 10 тысяч сама по себе. Никакого смысла в них нет. Написано, что карточка служит для того, что если что-то в дороге сломается, то все услуги по доставке автомобиля до места проживания или сервиса будут предоставляться бесплатно. Я пыталась дозвониться в их офис на Костина. Конечно, никто трубку не берет – никого там нет, видимо, просто зарегистрированы по этому адресу», — поясняет героиня.

Позднее Нина узнала, что люди, попавшие в похожую ситуацию, смогли отсудить деньги за то, что им навязали «помощь на дороге». Юрист подтвердил, что это возможно. И женщина тоже подала заявление. Прошло больше месяца с момента покупки, поэтому началось судебное разбирательство. По договору, если клиент обращается с требованием расторгнуть договор в течение 14 дней, то деньги возвращают. После этого срока фирма готова выплатить только 10% от потраченных автолюбителем денег. Это прямое нарушение прав потребителей.

в Первомайске
Фото: pixabay.com
Судебные тяжбы продолжались до февраля 2020 года

Организацию обязали выплатить в пользу Нины определенную сумму. Но на балансе у фирмы денег не оказалось, и исполнительный лист потерялся…

«Я пыталась найти таких же потерпевших через судебное делопроизводство. Таких же, как я, оказалось очень много. Начала сама в этом разбираться, искать в интернете. На директора фирмы этой заведено было уголовное дело. Она была осуждена. Скорее всего, за мошенничество. В данный момент она является директором еще четырех фирм, не считая «Эй Эс Джи». Сейчас эта компания практически не действует, но на ее базе открыли другую фирму — VIP-Assistance. У них договор сделан еще веселее. Если вы у них отсуживаете деньги, то они подают на вас в суд, и вы становитесь еще и должником», — делится наблюдениями нижегородка.

Женщина так и не дождалась своих денег, однако рук не опускает – даже попыталась обратиться в программу «Честный детектив», но ответа не получила. Теперь нижегородка хочет собрать остальных пострадавших, чтобы подать коллективную жалобу на «Эй Эс Джи». (Единомышленники могут написать Нине напрямую по почте nas902@mail.ru)

С 2018 по 2019 год в адрес Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило 27 жалоб на нарушение прав потребителей ООО "ЭЙ ЭС ДЖИ". В 2020 году поступило еще 23 подобных обращения, а за первый квартал 2021 года - 5 обращений. Стоимость навязанных допуслуг в навязанных договорах варьируется от 50 000 до 240 000 рублей. В октябре 2019 года Нижегородский районный суд удовлетворил требования Роспотребнадзора, обязав ООО исключить противоправные условия из договоров купли-продажи автомобилей.

«Люди пострадали, и никакого ответа. Таких как я, тысячи. Эта проблема на поверхности, но ей никто не занимается. 95% людей юридически не подкованы. Мы не можем предусмотреть все. Но в следующий раз, когда я пойду покупать машину, буду уже внимательнее к дополнительным соглашениям», — подчеркнула героиня.

Разобраться в ситуации и объединить жертв помогает финансовый журналист, члена Общественного совета УМВД по Нижнему Новгороду Наталья Халезова.

«Нина прошла все стадии – выиграла суд, дело передали судебным приставам. Но она получила отказ, так как у фирмы нет денег. При обращении в полицию отказывают в возбуждении уголовного дела о мошенничестве, так как подписан договор, на лицо нарушения Гражданского Кодекса РФ и законодательства о защите прав потребителей, есть судебное решение, — объясняет Наталья Халезова. — Мошенничество очень сложно доказать, особенно в таких делах. Юристы советуют собрать большое число пострадавших и обратиться с коллективным заявлением в полицию. По моему опыту, это имеет смысл сделать – я как журналист писала о похожем деле, когда у людей брали деньги за липовые услуги, заставляли подписывать договоры. Именно коллективное обращение в полицию помогло выявить группу мошенников, орудовавшую в разных регионах».

Как не стать жертвой мошенников и распознать обман в разных сферах жизни Наталья рассказывает в блоге «Меня не обмануть».

кредит договор документы
Фото: pixabay.com
Чтобы быстрее добиться справедливости, жертвы мошенничества могут объединить усилия

Денег у них нет, возвращать нечего

В похожую ситуацию попала нижегородка Марина. Правда, ее обманула уже другая фирма.

«30 июля мы покупали машину в автосалоне БЦР на Новикова-Прибоя. Часть средств были личные, часть – кредитные. И когда мы  оформляли кредит, нам сказали:чтобы получить небольшую скидку на машину, необходимо купить две карты. Одну от БЦРа (за 10 тысяч), другую — от ЕВРОАССИСТАНС (еще 75 тысяч)», — делится Марина.

В салоне нижегородку убедили, что оформление этих карт получается выгоднее, чем страховки, которая стоит около 150 тысяч. К тому же это было условием от банка Сетелем, который якобы мог отказать в кредите.

«Машину мы взяли. А через некоторое время увидели по телевизору в нижегородских новостях, что одну женщину обманули в автосалоне. Она покупала машину за наличные, ей там навязали эту карту помощи на автодорогах. И где-то тысяч 200 взяли за это все. По-моему, она судилась. Тогда мы решили тоже пересмотреть наш кредитный договор, и увидели там  эти навязанные две карты», — рассказывает Марина.

От карты БЦР получилось сразу же отвязаться – в автосалоне уже были готовые шаблоны и бланки. Деньги вернули через неделю. А вот со второй картой все оказалось намного сложнее. Две недели уже прошло, поэтому автолюбителям отказали в расторжении договора и предложили вернуть всего 7,5 тысяч (10% от потраченной суммы). Марина нашла людей, которые попали в аналогичную ситуацию и смогли выиграть суд, поэтому решилась тоже подать заявление.

Потребитель вправе отказаться от договора добровольного страхования в течение 14 дней независимо от момента уплаты страховой премии при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Кроме того, отказаться от договора можно в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ, признаются недействительными.

«Судиться начали в сентябре-октябре того года, решающее заседание было в начале марта, суд выиграли. Когда-то они должны вернуть нам денежку. Но когда это будет – неизвестно. я искала  информацию об этой компании, и у них там чуть ли не банкротство оформлено. Денег у них нет, возвращать нечего. Но будем надеяться на лучшее и ждать. Слышала еще про фирму «Золотой ключ» – такими же вещами занимаются», — добавила Марина.

По словам юриста из Центра помощи автомобилистам Сергея Кузина, самый хорошо продуманный вид мошенничества встретился у официальной группы компаний «Нижегородец». Они в договоре прописывают, что на автомобиль предоставляется маркетинговая скидка. А если человек отказывается или расторгает это соглашение, то и скидка не предоставляется, а уплаченные клиентом деньги остаются в качестве погашения задолженности по этой скидке. То есть человек отказывается от навязанных услуг, которые по факту ему не предоставляются, но при этом ничего обратно не получает. И в таком случае судебной перспективы нет и быть не может – по договору все законно.

менеджер нижегородского автосалона "Агат"
Фото: ok.ru
При покупке новой машины нужно внимательно вычитывать все договора

Часто обманывают водителей и при оформлении машины в Trade-in. К примеру,  сначала обещают новый автомобиль за 1,5 млн рублей отдать за 1 млн (при условии, что его старый автомобиль купят за 500 тысяч). А потом, когда первая половина сделки уже выполнена, поднимают цену на новую машину. При такой схеме удобно разводить людей на заключение невыгодных кредитов. И это не редкость.

«У нас есть история пострадавшей, когда девочка пришла как раз по такой системе приобрести новый автомобиль. И изначально она в сервисе объяснила, что готова в месяц платить только 15 тысяч. Ей пообещали подобрать машину на обговоренных условиях, а потом стали обманывать. По легенде, банк был готов одобрить кредит, при котором девушка должна платить 25-26 тысяч в месяц. Долг якобы должны реструктурировать, чтобы получить нужную сумму, а разницу за первые два месяца компенсировать. Девушка поверила на слово и подписала документы. Но на практике мошенники не собирались ни с кем договариваться о реструктуризации и ни в какие банки заявок не подавали. Теперь у нее автомобиль в абсолютно пустой комплектации, и она должна в течение 7 лет по 25 тысяч рублей в месяц гасить. Не считая кредита по ставке в районе 19% годовых, ее обманули на 400 тысяч рублей», — поделился юрист.

Сергей Кузин является модератором тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и в рамках Общероссийского народного фронта инициирует в Нижегородской области серии межведомственных совещаний. После согласования этих мероприятий с руководителями региона, в полиции вновь обсудят противодействие мошенничеству.

полиция
Фото: из архива редакции
Нижегородским полицейским предстоит обсудить новые способы борьбы с мошенниками

«По каждому автосалону десятки человек обращались в полицию, мы даже координировали такие процессы, и они обращались все вместе в ГУВД по Нижегородской области. То есть в принципе систематизировать всю эту информацию полицейские могли, но ни одного уголовного дела возбуждено так и не было. Автосалон – лишь маленькая часть колоссальной мошеннической сети организаций. Их очень много, у них нет единого центра», — подчеркнул Сергей Кузин. 

 

Как избежать обмана?

Чтобы не стать пострадавшим, нужно придерживаться следующих правил:

1. Внимательно читать весь договор со всеми допсоглашениями и приложениями. Это может занять много времени, но надо понимать, что покупка автомобиля – очень ответственное мероприятие и происходит не каждый день. Мошенники сейчас часто пользуются тем, что клиенты не переходят по сноскам на другие страницы и подписывают кабальные для себя условия.

2. Никогда ни при каких обстоятельствах никому не верить на слово. Даже если вы находитесь в салоне официального дилера, он все равно может вас обмануть. И ни при каких обстоятельствах не стоит подписывать документы «с рук».

Сразу же просите документы. Потребитель может попросить прислать договор на электронную почту, чтобы отправить его на проверку юристу. Компетентный специалист быстро найдет там подводные камни, поэтому мошенник ни при каких обстоятельствах этот договор вам отправлять не станет.

3. Мошенник всегда старается автомобилиста обмануть здесь и сейчас. Поэтому с принятием решения не стоит торопиться. Если вам говорят: «Прямо сейчас мы оформляем договор, либо кредит не одобрят», — это может быть манипуляцией. Не стесняйтесь задавать больше вопросов и внимательно слушайте ответы.

4. Автомобилист должен точно знать, что он хочет приобрести автомобиль на определенных условиях. Некоторые пункты договора можно изменить или убрать при согласии автосалона (или попытаться найти другого дилера, который пойдет на встречу).

5. По закону «О защите прав потребителей» продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Согласие на допработы оформляется в письменной форме.

6. В договоре о предоставлении кредита должна содержаться информация о содержании услуги, о соотношении размера страховой премии, уплачиваемой страховщику по договору личного страхования и о праве заемщика отказаться от услуги в течение 14 дней со дня выражения согласия на оказание услуг посредством подачи заемщиком кредитору (или третьему лицу, действовавшему в интересах кредитора) заявления об исключении его из числа застрахованных лиц.

7. Если сделка сложная, то есть состоит из нескольких элементов (например, trade-in), ни в коем случае нельзя подписывать в первую очередь ущербный для себя договор. Сначала стоит внимательно прочитать и подписать договор о купле-продаже нового автомобиля, и только потом подписывать договор о продаже своего старого. Это даст уверенность, что новая машина будет куплена, причем по фиксированной договорной стоимости.

8. Если вас все же обманули, предъявите претензии организации в письменном виде. Лучше всего отправить их по почте на юридический адрес с подтверждением получения. Это далеко не всегда приводит к результату. Но чтобы отстоять свои интересы, можно обратиться и в полицию.

Ранее на сайте сообщалось, как нижегородцев обманывают на фишинговых сайтах, по телефону и на сайтах знакомств.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки