Уроки для воспитателя

Уроки для воспитателя
Фото Кирилла Мартынова

Заслуженный учитель России Мария Григорьевна КОЛЬЦОВА более 40 лет обучает подростков педагогическому мастерству. Все эти годы она преподает на дошкольном отделении Нижегородского губернского колледжа. Благодаря ей в наши детские сады пришли сотни хорошо подготовленных воспитателей, влюблённых в своё дело.

 

Приоритет живого слова

– Воспитатель детского сада – по сути тот же учитель, – считает Мария Григорьевна. – Ответственности не меньше. А воспитывать детей может только человек, который сам является личностью – ответственной, творческой, неравнодушной.

Именно такие качества и воспитывает в своих учениках Мария Григорьевна. Признаётся: всегда мечтала быть преподавателем в педколледже. Самое сложное, по её словам, – выработать мотивацию к овладению профессией. Ведь ребята приходят в колледж разные, и далеко не все имеют представление о том, кем хотели бы стать.

– Не секрет, что девятиклассники нередко поступают в учреждения профобразования просто потому, что их не взяли в десятый класс, – отмечает педагог. – И тут очень важно заинтересовать их, показать, что работа воспитателя очень интересная, творческая и что они могут стать хорошими профессионалами в своём деле.

Мария Григорьевна вспоминает случай, когда одна из её учениц начала прогуливать практику. Как разыскивала её, убеждала, подключала актив класса. В результате девушка пошла на практику в детский сад, стала хорошо учиться и даже поступила в педуниверситет.

– Я очень хорошо отношусь к новым методикам дистанционного и электронного обучения, но заменить живое слово учителя невозможно ничем, – констатирует собеседница. – Особенно это важно в период, когда у человека формируется система ценностей, тем более в наше непростое время.

Педсовет по ролям

Мария Григорьевна – автор собственной системы обучения, которая носит развивающий характер. При её составлении очень помог опыт работы в детских дошкольных учреждениях: после окончания пединститута она успела поработать инспектором по дошкольному воспитанию, методистом и воспитателем детском сада. Технологии игрового обучения, деловые игры, тренинги – многие её уроки проходят в активной форме.

– Особенно люблю проводить деловые игры, – делится Мария Григорьевна. – Это прекрасная форма для коллективного познания, моделирования различных ситуаций. Например, проигрываем со студентами педсовет или родительское собрание. Распределяем роли: одни выступают в качестве воспитателей, другие – родителей, кто–то перевоплощается в заведующую детсадом. Это помогает ребятам прочувствовать ситуацию на себе, научиться решать конфликтные моменты, грамотно излагать свою точку зрения. Такая деловая игра у нас проходит по каждой теме. Готовимся к ней заранее: составляем конспекты, пишем выступления, потом анализируем.

Как говорит Мария Григорьевна, очень важен и индивидуальный подход, ведь у студентов очень разный уровень школьной подготовки. Например, кто-то плохо умеет читать вслух, а воспитатели должны читать детям дошкольную литературу – стихи, сказки, рассказы. Занимается с каждым: подготовка воспитателя – штучная работа.

Без работы не останутся

– За четыре года обучения наши ребята меняются колоссально, – отмечает заслуженный учитель России. – Приходят, не зная, чего хотят в жизни, а уходят зрелыми личностями. Многие из тех, кто учился у меня 20 лет назад, до сих пор работают воспитателями.

Несколько лет Мария Григорьевна была одним из экспертов регионального конкурса профмастерства Worldskills. Её задачей было проверять профессиональные компетенции участников четырёх педагогических колледжей – дзержинского, лукояновского, городецкого и нижегородского. В этом году участникам соревнований нужно было продемонстрировать, как проходит в садике первая половина дня: провести комплекс гимнастики, занятия по развитию творческих навыков, прогулку.

– Эта профессия сложная, требует большой самоотдачи, знаний и навыков, – не скрывает Мария Григорьевна. – У воспитателей стало очень много документации: они должны вести педагогический мониторинг каждого ребёнка, журнал здоровья, создавать рабочие программы на свою группу. Цель этой работы – чтобы каждый ребёнок достиг своего максимального уровня развития.

Но интерес к этой профессии в последнее время растёт, это видно по проходным баллам аттестата.

– Я всегда говорю своим ребятам, что в эту профессию должны приходить самые умные, самые добрые, творческие, ответственные люди, – улыбается она. – А знания можно получить в нашем замечательном колледже, где собраны все лучшие передовые технологии.

Наша группа ВКонтакте: интересные новости, живое обсуждение, розыгрыши и призы. Подписывайтесь!
Подпишитесь на нас
Похожие публикации