Нефть пошла по новому пути: какое место кстовский НПЗ занимает в федеральной сети нефтепроводов

Газета "Деловая Газета НП"
Нефть пошла по новому пути: какое место кстовский НПЗ занимает в федеральной сети нефтепроводов
Фото: Александр Воложанин
Кстовский нефтеперерабатывающий завод прочно вписан в общую систему нефтепроводов

Мы завершаем серию публикаций об истории развития нефтепереработки в регионе в рамках исторической рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода, и сегодня рассматриваем место кстовского нефтеперерабатывающего завода в федеральной сети нефтепроводов.

Северный ветер

Трубопровод «Север», был торжественно запущен в мае 2008 года в присутствии Владимира Путина, который тогда занимал должность премьер-министра. Однако новый трубопровод полтора месяца не действовал – «проблемы были связаны с работой пункта пропуска в порту Приморск, где идёт пограничный и таможенный контроль».

Аналитики отмечали, что «согласованность действия чиновников – это очень важный фактор при реализации геополитических крупных проектов». Но вначале нефтяники получили солидные убытки. Тем не менее «на первом этапе мощность трубопровода составит 8,5 млн тонн, затем он может быть расширен до 17 млн тонн, а затем до 24 млн тонн нефтепродуктов в год» («Коммерсантъ», 10.07.2008). Кстовский НПЗ был одним из первых участников данного проекта.

 

Морская волна

В спецвыпуске «Российской газеты» от 17.12.2018 «Транспорт нефти» отмечалось, что в 2008 году была «завершена реализация проекта «Север» мощностью 8,5 млн тонн, в рамках которого построены магистральный нефтепродуктопровод Второво – Ярославль – Кириши – Приморск и морской терминал по перевалке нефтепродуктов».

«В мае 2008 года «Транснефть» запустила второй морской терминал на Балтике – по перевалке светлых нефтепродуктов, а также нефтепродуктопровод Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск. Проект назвали «Север». В 2013 году благодаря применению технических решений нефтепродуктопровод достиг проектной мощности – перекачка составила 9,3 млн тонн. А в 2014 году начался новый виток расширения – реконструкция затронула трубопроводы от Альметьевска до Приморска».

В 2014 году реализован «проект «Север-15», предусматривающий развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения экспортных поставок дизельного топлива через порт Приморск до 15 млн тонн в год». В 2016-м «идёт практическая реализация проекта «Север-25» для увеличения экспортных поставок дизельного топлива через порт Приморск до 25 млн тонн в год», а в 2018 году «завершена реализация проекта «Север». Увеличена пропускная способность магистральных нефтепродуктопроводов в направлении порта Приморск до 25 млн тонн в год». Отмечается, что, «благодаря строительству Балтийской трубопроводной системы (проекты БТС-1 и БТС-2) и реализации проекта «Север» удалось открыть каналы для российской нефти и нефтепродуктов через российские порты на Балтике – Приморск и Усть-Лугу и, соответственно, перестать «кормить» порты соседних государств» («Российская газета», 16.12.2018).

Конструкция реконструкции

В том же номере газеты отмечается, что была осуществлена «модернизация инфраструктуры для увеличения поставок моторного топлива в столичный регион». Это сообщение также имеет отношение к Кстовскому НПЗ, который был участником и других проектов, в частности, нефтепродуктопровода протяжённостью 450 км, который должен был быть построен от города Кстово до Московской области до 2017 года.

«Согласно материалам правительства нефтепродуктопровод Кстово – Нагорная предусматривает поставку нефтепродуктов с завода ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» потребителям московского региона в объёме 3,8 млн тонн в год. В Нижегородской области трубопровод пройдёт по территориям Кстовского, Дальнеконстантиновского, Богородского и Павловского районов» («Коммерсантъ», 21.08.2013). На строительство данного нефтепродуктопровода планировалось потратить более 36 млрд рублей, ввод его в эксплуатацию намечался на 2018 год. («Коммерсантъ», 03.12.2013).

Однако «в ходе разработки проекта выяснилось, что протянуть трубы по выбранному маршруту невозможно – его нужно удлинять. Это привело бы к существенному удорожанию проекта, и, посоветовавшись с федеральным правительством, «Транснефть» разработала альтернативный проект», в рамках которого было решено «реконструировать существующий нефтепровод Нижний Новгород – Рязань – Москва» («Коммерсантъ», 12.03.2014).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Новости партнеров
Похожие публикации