Российская авиация встала на нижегородские ноги

Фото Юрия ПРАВДИНА

Холдинг «Вертолёты России» увеличит объём заказов у «Гидромаша»

Оператор металлообрабатывающего фрезерного станка с программным управлением цеха механической обработки крупных деталей шасси Сергей Бобров внимательно смотрит на экран дисплея. Его задача – правильно задать все параметры для изготовления детали. Мы на экскурсии по цехам нижегородского предприятия «Гидромаш», выпускающего взлётно-посадочные устройства для отечественных самолётов и вертолётов.

Найти нулевую точку

Нас встречают огромные станки, а точнее – высокопроизводительные многофункциональные обрабатывающие центры. Всё оборудование на предприятии по самому последнему слову техники. Работа в основном чисто интеллектуальная. Вручную, по словам оператора Сергея Боброва, только инструмент нужно подготовить. Массивные заготовки закладываются в станок с помощью крана.

– Нужно хорошо знать и программирование, и свойства металла, – поясняет Сергей Брбров. – Самое сложное – определить нулевую точку детали, от которой начинается базовая обработка. Она есть на чертежах, а нам надо найти её на заготовке.

Тур по предприятию был устроен для главы региона Глеба Никитина и генерального директора российского холдинга «Вертолёты России» Андрея Богинского в связи с расширением масштаба сотрудничества «Гидромаша» и холдинга: в этом году объём заказов увеличен на 50 %. Высокие гости оценили преимущества опытных образцов комплектующих в цехе сборки гидроузлов и гидроагрегатов, которые, по мнению специалистов, легче и дешевле импортных аналогов.

– Несмотря на то, что доля гособоронзаказа падает, мы расширяем своё сотрудничество с предприятием, – отметил глава холдинга Андрей Богинский. – Это происходит благодаря росту доли гражданской продукции.

Приземлиться до полёта

Испытание готовых шасси – один из самых впечатляющих моментов производственного цикла. Самолетная нога с грохотом падает вниз. Уникальный испытательный стенд размером с двух-трёхэтажный дом позволяет имитировать реальный процесс приземления. По словам главного конструктора НОАО «Гидромаш» Андрея Цюпия, такое испытательное оборудование позволяет проводить полный цикл испытаний шасси для любых типов авиационной техники.

– Различные многократные испытания агрегатов обеспечивают безопасность как первого вылета воздушного судна, так и его безаварийную надёжную последующую серийную эксплуатацию, – поясняет главный конструктор.

Кстати, сегодня все российские вертолёты и 80 % отечественных самолётов приземляются на шасси, произведённые в Нижнем Новгороде. Даже шасси для космического корабля многоразового использования «Буран» были спроектированы и произведены именно здесь. По данным президента «Гидромаша» Владимира Лузянина, предприятие обеспечено заказами вплоть до 2020 года. Сейчас завод производит продукции на 8 млрд рублей в год, а через два года будет выпускать на 10 млрд.

Кстати, минувший год стал знаменательным для предприятия. Успешно прошёл первый полёт новейшего пассажирского лайнера МС-21-300, для которого здесь была спроектирована, изготовлена и испытана комплексная система шасси. И сегодня эта работа не останавливается ни на минуту, ведь МС-21-300 – главная надежда отечественной гражданской авиации: испытания агрегатов к нему идут полным ходом. Поставляет «Гидромаш» компоненты шасси и для железных птиц известных европейских авиастроительных фирм. Например, это единственное предприятие в России, которое принимает участие в создании самого большого в мире пассажирского лайнера «Эрбас А-380»: здесь изготавливают титановые блоки для системы управления полётом.

Гордость региона

Необычна сама история предприятия, основанного в 1805 году в Москве как каретная мастерская. Выпущенные на нём конные экипажи были удостоены высочайшей награды – право изображения императорского герба. А с 1930-х годов предприятие изготавливает шасси для отечественной авиации. Взлётно-посадочные устройства, выпускаемые здесь, установлены на различных модификациях самолётов и вертолётов самых известных отечественных фирм – Микояна, Сухого, Туполева… Среди наград предприятия и орден Трудового Красного Знамени, и благодарность Президента Российской Федерации. В минувшем году, согласно Всероссийскому рейтингу качества товаров и услуг «Звезда качества», «Гидромаш» вошёл в число лучших предприятий страны. Рост объёмов производства по итогам 2017 года составил 12,8 %, объём реализованной продукции – 8125 млн рублей.

В планах предприятия до 2020 года – увеличить объём производства посредством повышения производительности труда при сохранении численности работников.

– Для Нижегородской области предприятие такого масштаба, конечно, гордость и основа для дальнейшего развития, – подчеркнул глава региона Глеб Никитин. – Очень рассчитываем на увеличение заказов по всем направлениям, в том числе по экспортному.

Впереди – активное участие предприятия в программе конверсии.

Глава Нижегородской области пообещал поддерживать проекты, ориентированные на производство новой продукции и диверсификацию заказов, в том числе выходящих за пределы авиационной промышленности.