Музыкальный Паулс: кто был настоящей музой знаменитого композитора

Газета "Новое дело"
Музыкальный Паулс: кто был настоящей музой знаменитого композитора
Фото: peoples.ru
Раймонд Паулс прошёл непростой путь к успеху

Без этого человека невозможно представить мир современной эстрады. Раймонд Паулс – композитор, чьи песни входят в репертуар звёзд первой величины: Аллы Пугачёвой, Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева.

Он прошёл непростой путь к успеху. И на этом пути Паулсу пришлось преодолевать не только обстоятельства, но и, главное – самого себя.

 

Полюбите пианиста

В мире музыки он оказался с самого детства. Отец Раймонда Паулса – Вольдемар был потомственным стеклодувом и таким же потомственным музыкантом-любителем. Он играл на барабанах, а дед Раймонда – на скрипке. «Жили бедно, но под звуки музыки», – вспоминал о своём детстве композитор.

Уже в три года Раймонда отдали в детский сад при музыкальном институте в Риге. Каждое утро отец отво­зил ребёнка в город на трамвае под недоумённые взгляды соседей.

Потом грянула война, Вольдемар ушёл на фронт, а семья укрывалась от немцев в селе Видрижи. Там мальчишеская шалость едва не стоила жизни будущему композитору. Вместе с друзьями он набрал патронов, а потом бросил их в печку. Прогремел взрыв, и Раймонд оказался на больничной койке воинского лазарета – врачам чудом удалось спасти мальчику зрение.

После войны Раймонд без особого энтузиазма ходил в музыкальную школу, и за рояль отец буквально загонял его ремнём. Однако постепенно парень вошёл во вкус. И в 14 лет уже подрабатывал тапёром на танцах. А после школы поступил учиться в Латвийскую консерваторию.

Однако классической музыкой он так и не проникся – Паулс тяготел к джазу и эстраде. Ещё во время учёбы он работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов автодорожников и медработников, был концертмейстером, а затем устроился в Рижский эстрадный оркестр Латвийской государственной филармонии. Началась бурная жизнь – репетиции, концерты, поездки по стране.

Гастроли в солнечной Одессе стали для Паулса судьбоносными. Именно там он познакомился со Светланой Епифановой. Эффектная девушка работала гидом в гостинице «Интурист» и случайно оказалась на концерте.
«Мне сказали, что «там какой-то пианист латышский приехал, очень талантливый». Я немного опоздала на концерт, зашла в зал, села в последнем ряду и увидела издалека чёрную точку. Это был Он! За роялем. И вот когда я его увидела, то поняла: всё, Паулс – это моя жертва!» – рассказывала она историю их встречи.

Предчувствие её не обмануло. Даже после отъезда музыкантов они продолжали общаться, и очень скоро Светлана стала наведываться к Паулсу в Ригу. Оставила престижную работу в Одессе и посвятила себя любимому мужчине и его музыке.

О свадьбе они не думали, просто спустя три года пришли в загс и расписались. Регистратор была недовольна – что ещё за свадьба без свидетелей? В итоге эту миссию ей пришлось взять на себя, вторым свидетелем стал местный дворник.

После свадьбы Паулсы отправились в кино – денег хватило только на такое развлечение.

Впрочем, период безденежья скоро закончился и начинался новый этап – успеха и славы. Однако для молодых он стал и серьёзным испытанием.

7 главных хитов Раймонда Паулса:

«Миллион алых роз»

«Ещё не вечер»

«Маэстро»

«Старинные часы»

«Вернисаж»

«Полюбите пианиста»

«Листья жёлтые над городом кружатся»

«Маэстро»

Своё прозвище «Маэстро» Паулс получил ещё во времена ресторанной юности. Он так самозабвенно играл на рояле, что, казалось, просто сливался с ним. Импозантного музыканта осыпали комплиментами, многие жаждали познакомиться лично и закрепить это знакомство бокалом спиртного. К Паулсу всё чаще подходили с предложением выпить вина, и он никому не отказывал. Иногда эти возлияния начинались ещё днём и продолжались до глубокого вечера. После работы Раймонд шёл в ближайший бар, откуда его неизменно вытаскивала Светлана.

Ситуация выходила из-под контроля. Он стал прогуливать репетиции, а однажды не явился на концерт. Даже рождение единственной дочери Анны не заставило его изменить образ жизни. Жена и друзья умоляли его лечь в клинику. И в какой-то момент Паулс понял: если не остановиться, он может потерять всё: семью, работу и даже свою жизнь. Он согласился на лечение.

Избавиться от пагубной привычки стоило неимоверного труда. Капельницы, уколы, процедуры доводили до тошноты. Но он справился. С тех пор Паулс не пьёт совсем, даже бокал шампанского в Новый год.

Жизнь постепенно вернулась в привычное русло. Он стал одним из самых востребованных молодых композиторов Латвии, сформировал репертуар для нескольких ВИА, писал музыку для кино и театра. К его творчеству относились по-разному: кто-то считал его музыку слишком сентиментальной, кто-то – откровенно прозападной. Но сейчас музыкальные критики уверены: именно это сочетание лиризма, народных традиций и модных мировых веяний и сделало творчество Паулса таким ярким и востребованным.

Маэстро возглавил Рижский эстрадный оркестр, и под его руководством он превратился в модный и преуспевающий коллектив. Работать там было мечтой многих исполнителей Латвии. Именно туда пришла на прослушивание 15-летняя начинающая певица Лайма Вайкуле. Она до сих пор с трепетом вспоминает, как после исполнения песни про Ригу Паулс подошёл к ней из темноты концертного зала, похлопал по плечу и сказал: «Малышка, я тебя беру».

Маэстро уже активно занимался собственным творчеством. Первая пластинка песен Раймонда Паулса вышла в 1960-х годах. А в 1970-х он возглавил ансамбль «Модо». Именно в ту пору появился первый по-настоящему громкий хит латвийского композитора – «Листья жёлтые над городом кружатся». Песня доносилась изо всех ресторанов Советского Союза, и сам Паулс даже прозвал её «кабацким шлягером». Однако это был именно тот поворот судьбы, после которых говорят – жизнь никогда уже не будет прежней.

«Миллион алых роз»

Творчеством талантливого композитора заинтересовались самые известные поэты-современники – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник. Мечтали заполучить его шлягеры и многие исполнители. Вот только отношения с самой яркой эстрадной звездой – Аллой Пугачёвой – у Паулса не ладились. Примадонне нашёптывали, что зазнавшийся композитор не хочет с ней работать. Паулсу говорили, что заносчивая певица его недолюбливает.

Свёл их Андрей Вознесенский, вместе с которым Паулс написал специально для Пугачёвой песню «Два стрижа». Однако Аллу Борисовну больше заинтересовал инструментальный кусок, который был записан после песни. Возникла идея сделать на его основе сюжет про Маэстро и начинающую певицу. Так и появился одноимённый хит. А когда на телевизионной записи Пугачёва вдруг присела к Паулсу за рояль и сыграла с ним в четыре руки, он окончательно был покорён. Это стало началом большой творческой и личной дружбы.

Хотя судачили, что на самом деле их отношения выходят за пределы этого понятия. Якобы на волне этих чувств Раймонд Паулс и написал «Миллион алых роз». Однако на самом деле поэт Андрей Вознесенский написал стихи, основанные на реальной истории грузинского художника Нико Пиросмани. В 1909 году он влюбился в гастролировавшую в Тифлисе французскую актрису Маргариту де Севр. Он рисовал её портреты, а однажды привёз к гостинице, где проживала актриса, целую повозку цветов.

Вся эта романтика никакого отношения к Пугачёвой не имела. Более того, поначалу песня ей решительно не понравилась, однако в итоге «Миллион алых роз» покорил не только весь Советский Союз, но даже далёкую Японию.

В 80-е Паулс стал самым популярным композитором на родине. Его песни крутили в каждом клубе и ресторане, на его банковском счёте никогда не переводились деньги.

Перестройка, конечно, внесла свои коррективы. Эстрада стала бизнесом, и участвовать в этом Паулс не захотел. Он попробовал себя в политике – был министром культуры Латвии и даже баллотировался в президенты. Однако вскоре вернулся к своему главному делу – музыке. Давал концерты, работал с молодёжью, вместе с Игорем Крутым создал конкурс «Новая волна».

85-летний юбилей Раймонда Паулса на родине отметили 85-часовым музыкальным марафоном с самыми добрыми словами в адрес Маэстро. Удивительно, но годы идут, а его музыка не стареет. Возможно, потому, что для значительной части жителей нашей страны она навсегда осталась музыкой молодости.

Лариса Плахина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки