H
H e
S L n s
с
Валерий Кострин: «Пырьева на съёмках боялись все, а на меня он ни разу голос не повысил»

Кинохудожник Валерий Кострин рассказал о работе с великими режиссёрами

Кинохудожник Валерий Кострин рассказал о работе с великими режиссёрами

Фото: их семейного архива Костриных

Сегодня Валерия Кострина больше интересует классическая живопись

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Валерий Кострин – художник-постановщик таких знаменитых отечественных фильмов, как «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Мать», «Кавказский пленник» и многих других. 17 января ему исполнилось 87 лет, но рука мастера всё так же точна. В эру цифровых технологий кино в его жизни вытеснила классическая живопись, и здесь он тоже нашёл свою уникальную нишу. О своём творчестве и о работе с великими режиссёрами художник рассказал сайту pravda-nn.ru.

На берегу реки

– Валерий Петрович, вы родились в Сормове. Какие воспоминания остались о нём с детства?

– Я жил почти не берегу Волги, и эта красота не забывается. А более позднее впечатление – как после войны туда свозили танки всех образцов на переплавку. И мы, мальчишки, постоянно туда бегали – катались на башне. Я как-то хотел выковырять из танка перископ и сильно обрезал палец. Вот такое воспоминание (смеётся).

– Что привело вас в художественное училище?

– Там преподавал мой дядя – Михаил Лисенков. Мы постоянно пропадали в его мастерской на улице Минина. Там я полюбил запах краски и заинтересовался живописью. Пошёл в ДК в студию живописи и понял, что это моё. Но не искал лёгких путей: дважды пытался поступить в мединститут, чтобы изучить анатомию для живописи. А потом пошёл учиться в художественное училище.

Отец работал начальником планового отдела на заводе «Красное Сормово», и я устроился туда художником – писал плакаты и транспаранты к праздникам. А потом в заводской газете стали печатать мои рисунки. С этого времени и началась моя творческая деятельность.

– Как же вы попали во ВГИК?

– В студии я познакомился с младшим лейтенантом Валей Коноваловым, а когда он комиссовался из армии и уехал в Москву, то написал мне письмо, что работает во ВГИКе с Петром Тодоровским, и пригласил туда. Я учился тогда на третьем курсе, забрал документы и поехал. Там преподавал Сергей Каманин – брат Александра Каманина, который тоже в начале пути работал на «Красном Сормове» художником. И он меня принял – я стал последним, 15‑м, в группе. Уровень образования тогда был потрясающий. Плюс мы смотрели все фильмы, что не доходили до зрителя.

Начало пути

– Я читала, что практику вы проходили у Ивана Пырьева на картине «Свет далёкой звезды». А она снималась в Горьком.

– Да, судьба мне подкидывала такие вещи. Я жил на пристани в каких-то помещениях, что арендовал «Мосфильм». Наша задача была так снять реку, чтобы не было современных осветительных столбов на мосту. Характер у Пырьева был жёсткий, как-то он обругал матом человека из массовки, а это был большой чиновник.

Пырьева боялись все в группе, даже прятались, чтобы не попасться на глаза. Как-то у меня рабочие навесили калитку не в ту сторону. А чтобы сумерки снять, есть всего 20 минут. Он идёт – думаю: всё, пропал! Желваки у него на щеках заиграли. А он посмотрел и сказал: «Ладно, я выше калитки сниму!». Не наказал.

– Вот что значит родные места. А ведь среди ваших фильмов был ещё один, который снимался в Горьком, – «Мать» Глеба Панфилова.

– Он звал меня на другую картину, а когда узнал, что я родился в Сормове, позвал на «Мать». Для этого фильма я под Кстовом, в Великом Враге, построил целую улицу и Сормовский завод с корпусами и 30-метровой трубой! Мы облазили все чердачки – находили рулоны старых обоев, разные вещи. Но больше я с ним работать не стал. Некомфортно мне с ним было – он мне сына предложил в ассистенты, а я не хотел, чтобы он за мой счёт выдвинулся. Да и задавил Панфилов меня своим характером. А к тому времени я снял две картины с Владимиром Мотылём и хотел и дальше с ним работать.

«Белое солнце пустыни» стало главным фильмом для космонавтов. Потому что они, как Сухов, одни в пустыне.
Валерий Кострин

Творческие дуэты

– Мотыль действительно ваш режиссёр. У вас пять совместных фильмов и два спектакля. И среди них – культовый фильм «Белое солнце пустыни»…

– С Мотылём мне было комфортно. Я сделал для него множество раскадровок к «Белому солнцу пустыни». Они и сейчас у меня есть. Помню, как делали мы баки из фанеры – те, что вдали. А большой бак – это каркас из брусьев, который мы оковали листами прямо с завода и навешали заклёпок из дерева. Но не это было самым сложным. Ветер в пустыне постоянно гонял песок. И его приходилось пригребать обратно бульдозером, чтобы декорации не падали! А зелёное деревце к дому Верещагина каждое утро привозили новое – старое засыхало в горячем песке.

– Вы работали и на другой известной картине Владимира Мотыля – «Звезда пленительного счастья». В этом году у фильма юбилей – 50 лет!

– Да, жаль, что столичные музеи отказали мне сделать выставку к этому юбилею. А ведь мы снимали и в Питере, и в Иркутске, и вообще по всей России. И моих материалов хватило бы на несколько выставок.

Раскадровка к фильму «Белое солнце пустыни» — мастер создал для съёмок тысячи рисунков
Раскадровка к фильму «Белое солнце пустыни» — мастер создал для съёмок тысячи рисунков
Фото: из архива художника

Мы тогда построили на студии основной зал допросов декабристов, восстановили один из залов Эрмитажа, для которого купили даже за 3,5 тысячи рублей копию картины.

Интересные съёмки были в Иркутске. Иркутчане очень гордятся этой историей, хотя во время съёмок там случился скандал. Мы выбрали дом для Цейдлера – губернатора Иркутска, которого играл Иннокентий Смоктуновский. Но во времена декабристов деревьев около домов не было. А там всё заросло. Нам разрешили деревья срубить. А в газетах стали возмущаться – разорили всё ради своих интересов. Но зато сняли так, как надо.

Съёмка эпизода казни декабристов в фильме «Звезда пленительного счастья» стала одной из самых сложных в фильме
Съёмка эпизода казни декабристов в фильме «Звезда пленительного счастья» стала одной из самых сложных в фильме
Фото: из архива художника

– А правда, что вам там тоже пришлось не раз воссоздавать декорации, причём не чего-нибудь, а виселицы…

– Да, пришлось строить её три раза! Три! Представляете? Я сначала сделал её по принципу кругляка. Как немцы партизан вешали. Материалов-то про виселицы никаких не было. Только обычная у Пушкина в набросках. Построили и поняли: что-то не то. Я поехал искать брус большого диаметра. А его нигде не было – везде идёт более узкий. И партийная организация, что нам помогала, приказала на одной из пилорам все работы остановить и выпилить то, что было нужно. Они скрипели зубами, но сделали.

Мы выстроили виселицу заново около Петропавловской крепости, продумали, как казнённые должны проваливаться. Сняли эту сцену. Но Мотыль всегда волновался, что съёмка может оказаться бракованной, и старался важное переснимать. За что его очень не любили на студии – плёнка была дорогой. Решил он перестраховаться и тут. Велел виселицу не разбирать. Пришёл проявленный материал – брак. Приезжаем переснимать. А там чистый газон, никаких виселиц – пришлось строить заново! А потом и третий! Но Мотыль всегда добивался того, что хотел. И сцена казни вышла убедительной. Работать с Владимиром Яковлевичем было непросто: он был из породы творцов – о производстве и сроках не думал. И оно того стоило.

– А вы смотрели «Союз Спасения» – новое почтение истории декабристов?

– Смотрел по телевизору. Это реконструкция восстания. Про его суть там ничего нет. Ни лирики, ни женской линии. Акцент один – на восстание. Качественные костюмы. Но нет человеческих историй, которые были у нас главными. С картиной Мотыля этот фильм не сравнится.

– Ещё один «ваш» режиссёр – Сергей Бодров. Почему его «Кавказский пленник» стал вашей последней работой в кино?

– С ним мы сделали шесть картин. Он производит впечатление очень мягкого человека, но на самом деле со стальной пружиной внутри. «Кавказский пленник» был задуман, как «повесть Толстого на современный лад». Мы особо там ничего не строили, но я делал подробные раскадровки к каждой сцене. Но уже тогда мне хотелось быть просто художником, а не работать под прикрытием режиссёра.

Эпоха менялась – в кино приходили новые технологии. Я стал оформлять рестораны – это особый вид творчества. И погрузился в живопись.

Сегодня на выставках мои картины соседствуют с теми, что созданы моей женой, детьми и внучкой – значит, творчество продолжается!

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::